Россия и Иран идут на взлет

Эффективно ли будет сотрудничество стран по поставке комплектующих для самолетов

Российские самолеты будут чинить в Иране. Власти стран подписали соответствующий договор о сотрудничестве, сообщили в иранском управлении гражданской авиации. Теперь Тегеран будет поставлять Москве комплектующие для самолетов. А российские лайнеры смогут пройти техобслуживание в ремонтных центрах Ирана. В то же время количество пассажирских рейсов между странами вырастет до 35 в неделю. Кроме того, Москва и Тегеран приступили к работе над аналогом межбанковской системы платежей SWIFT.

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

Насколько выгодным может оказаться такое сотрудничество? Генеральный директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров полагает, что технологический потенциал Тегерана сейчас очень высок, но полностью заменить западных партнеров в российской авиотрасли ему не удастся:

«По технологическому развитию Иран давно уже превосходил практически все исламские государства. Например, по нанотехнологиям он уже занимает четвертое место в мире. Иран обладает научно-техническим потенциалом, поскольку страна уже на протяжении практически 45 лет пребывает в состоянии международной изоляции. Сейчас Иран не строит на своих заводах пассажирские самолеты, но модели уже есть. Ракетная технология очень развита. У него достаточное количество Boeing, Airbus.

Вопрос: как они сохраняют технический уровень своего авиапарка, когда страна находится в международной изоляции? Или Иран достиг такого технологического уровня, что сам производит детали и комплектующие? Или у них каким-то образом сохранились каналы, по которым поставляются детали и комплектующие?

Нам непринципиально, каким образом Иране получает эти комплектующие и детали, важно, чтобы они могли предложить России выйти из этого положения.

У Ирана есть свои платежные технологии. Страна очень много лет сидит без международного SWIFT, и банки работают, и финансовые потоки доходят до адресата».

При этом своих технологических решений у Ирана немного. В основном он модернизирует старые разработки западных стран или приобретает их нелегальным путем, объясняет главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Малашенко. Впрочем, он убежден, что в случае с Тегераном на безопасность такой продукции можно рассчитывать.

«Иран — это не самое передовое государство, и те технологии, которыми он располагает, не его собственные. Это те же западные, которыми страна умело пользуется, и это очень сильно помогает ему преодолевать санкции. Все на Западе это знают и относятся к этому дипломатично, потому что, если бы они совсем хотели задавить страну, то нашли бы какие-то варианты. Другое дело, что масштабы, конечно, не те. Если бы все было совсем плохо, то там было бы такое количество катастроф, а это отслеживается».

Кроме того, в Иране скоро начнет работать платежная система «Мир». Точные сроки пока неизвестны. В конце мая СМИ со ссылкой на министерство торговли Ирана писали, что Тегеран и Москва договорились облегчить условия торговли между странами. Это позволило бы Ирану импортировать российскую сталь в обмен на поставки автомобильных запчастей и газовых турбин.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Сабина Адлейба

Вся лента