Опции включают подписки

Повлияет ли формат покупки опций на определенный срок на авторынок

Автовладельцев приучают к формату подписок на дополнительные функции. Новые опции в рамках эксперимент предложил BMW. В некоторых странах владельцы машин концерна теперь могут оформить подписку на подогрев сидений за $18 д в месяц. Неограниченный доступ обойдется примерно в $400. Собеседники “Ъ FM” не исключают, что вскоре примеру BMW последуют и другие производители. Как формат подписки может повлиять на авторынок? Об этом — Владислав Викторов.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

О том, что запись с камер и обогрев сидений владельцам BMW станут доступны по подписке, в концерне заявляли еще в 2020-м. Сейчас воспользоваться этим предлагается в нескольких странах, включая Южную Корею, Великобританию и ЮАР.

Есть опции, за которые можно заплатить только один раз и они будут работать всегда. Самая дорогая — безлимитный круиз-контроль. Он обойдется почти в $900.

Месячная подписка действует, к примеру, на обогрев руля или помощник управления дальними фарами. Тариф — $11 в месяц. Клиенты, которым эти функции не нужны, вероятно смогут купить базовую комплектацию такого авто дешевле, полагает автоблогер Сергей Лесневский. А самому BMW выпускать все модели с одинаковой электронной начинкой даже выгоднее, отмечает эксперт: «Например, адаптивный свет в городе, когда фары подсвечивают повороты, а дальний свет автоматически выключается, чтобы не слепить встречку, не нужен. Раньше у американских автопроизводителей были версии для теплых и холодных штатов. В Калифорнии, например, нельзя было купить машину с подогревом сидений.

Эти опции для производителя не стоят больших денег. В решении BMW есть своя логика.


Я хочу только панорамную крышу, но не хочу переплачивать еще за миллион ненужных мне опций. Если в автомобиле отключены все функции, он просто должен стоить, как самая базовая модель, потому что, по сути, так и есть»

Возможность подключать отдельные функции автомобиля за деньги есть не только у BMW. Tesla предлагает владельцам электромобилей разблокировать дополнительную емкость аккумулятора или обновить систему автопилота примерно за $1,5 тыс.

Похожая система внедрена в автомобилях VAG, напоминает автоэксперт Юрий Урюков. Практику подписок, по его мнению, в ближайшие годы вслед за BMW могут опробовать и другие производители: «Думаю, что и марки из массового сегмента рынка тоже последуют этому примеру. Не только Porsche, Audi, Volkswagen, но и массовая Skoda подвергались таким процедурам даже в России. Функции касаются как комфорта, так и безопасности, уже сейчас автомобили выходят с конвейера в разных комплектациях, есть совсем бедные версии, есть дорогие, которые наполнены дополнительными опциями. По электронной начинке, как правило, у них разница минимальная, и самое главное, что внедрили в последнее время — это удаленное обновление софта, мультимедийных систем через облачные сервисы. Автомобиль может, как гаджет, обновляться онлайн».

Но сделать систему подписок доступной по всему миру будет непросто, отмечают собеседники “Ъ FM”. По-настоящему массовой она может стать только в сегменте электромобилей, уверен автоэксперт Сергей Асланян: «Во всем мире к автомобилю относятся немного не так, как в России. Там люди берут машину не насовсем, не навсегда и не себе, а просто покататься у дилера на оговоренный срок — на год, два или три.

BMW сейчас упражняется именно на машине с двигателем внутреннего, потому что не торопится в электрическую эру, понимая, что ничего хорошего концерн там не ждет. Что касается российского рынка, мы все-таки превращаемся в страну секонд-хенда. Эти машины, накатавшись по Европе, потекут в Россию, будут вне правового поля, дистрибутива, собственной сети поддержки, но на примере тех же самых магнитол, которые перепрошиваются, появится новая услуга на рынке».

Эксперименты с платными дополнительными функциями для водителей иногда заканчивают провалом. В том числе у самого BMW. В 2019-м немецкий бренд решил ввести тариф за использование iPhone за рулем через Apple CarPlay. За это компания брала с водителей по $80 в год. Многие автомобилисты идею не оценили — не поняли, за что именно они должны платить. После шквала негативных отзывов BMW подписку отменил. И в том же году сделал CarPlay стандартом почти для всего модельного ряда.

Елизавета Скобцова

Вся лента