Курорт готовят к взлету

Холдинг «Новапорт» заинтересовался развитием аэродрома рядом с Белокурихой

«Новапорт» может выступить инвестором реконструкции аэродромной площадки в 5 км от курорта Белокуриха в Алтайском крае. На первом этапе речь идет о замене грунтового покрытия площадки капитальным. По мнению местных властей, развитие малой авиации может увеличить турпоток курорта на 20%. Сейчас Белокуриха принимает около 270 тыс. посетителей в год. Эксперты не исключают, что «Новапорт» в случае реализации этого проекта будет претендовать на господдержку.

По мнению местных властей, развитие малой авиации может увеличить турпоток курорта Белокуриха на 20%

Фото: Сергей Ермохин, Коммерсантъ

Холдинг «Новапорт» рассматривает возможность вложения инвестиций в развитие аэродромной площадки вблизи курорта Белокуриха (Алтайский край). Об этом сообщил глава сибирского кластера «Новапорта» Евгений Янкилевич. «По поручению акционера изу­чаем возможность реконструкции и развития площадки Белокуриха в 5 км от курорта. В настоящее время она грунтовая. Планируем начать с того, чтобы сделать площадку с твердым покрытием»,— рассказал он.

По данным председателя Белокурихинского городского совета депутатов Сергея Криворученко, аэродромная площадка ранее была действующим аэропортом, в 2005–2015 годах она находилась в собственности АО «Санаторий „Алтай“», сейчас принадлежит местному ООО «Белокуриха авиа». Компанией, основанной в августе 2015 году с уставным капиталом 20 тыс. руб., по данным «СПАРК-Интерфакс», владеют Андрей Игольников и Екатерина Афанасьева. В 2020 году предприятие получило 3 млн руб. выручки и 813 тыс. руб. чистой прибыли. Годом позже оборот сократился до 600 тыс. руб. выручки, убыток составил 1,7 млн руб.

Господин Криворученко рассказал «Ъ-Сибирь», что обсуждение развития этой площадки «Белокурихи авиа» с «Новапортом» ведется с июня. «Примерно четыре-пять лет назад собственник („Белокуриха авиа“.— „Ъ“) начал серьезно заниматься освоением этого земельного участка, вложил средства в обеспечение покрытия, пусть грунтового, но соответствующего необходимым требованиям, сделал ограждение, установил необходимое навигационное оборудование»,— сказал он. Все это, по словам господина Криворученко, позволило площадке возобновить прием самолетов. В то же время он отметил, что региональному инвестору сложно заменить грунтовое покрытие и «самостоятельно забетонировать взлетную полосу» для приема регулярных рейсов. «В непогоду, в межсезонье довольно проблематично осуществлять такие рейсы»,— сказал он. В «Белокурихе авиа» воздержались от комментариев на данном этапе переговоров с «Новапортом».

Возможность восстановления регулярных пассажирских авиарейсов на курорт обсуждалась еще в 2017 году, когда авиакомпания «СиЛА» выполнила экспериментальный полет по маршруту Томск — Новосибирск — Белокуриха. Планировалось, что регулярное авиасообщение из Новосибирска, Барнаула и Томска будет налажено в течение нескольких месяцев. Однако только в июле 2020 года «СиЛА» начала полеты в Белокуриху на самолетах Ан-28 и L-410 вместимостью 17 человек. Заместитель гендиректора АО «Курорт Белокуриха» Олег Акимов отмечал тогда, что на первоначальном этапе его компания была одним из инициаторов и инвесторов этого проекта. В 2022 году, как сообщил „Ъ-Сибирь“ гендиректор авиакомпании «СиЛА» Андрей Богданов, рейсы не выполняются из-за отсутствия субсидии. Ведутся ли переговоры о возобновлении субсидирования — неизвестно.

По данным господина Криворученко, сейчас половина пассажиропотока ближайшего к курорту аэропорта Горно-Алтайска (Республика Алтай) — это гости Белокурихи, которые остаток пути (около 90 км) добираются до места отдыха на автотранспорте. «Отсутствие аэропорта — самый главный сдерживающий фактор Белокурихи. Если наши услуги по организации размещения и лечения отвечают высоким требованиям, то вопросы трансфера остаются актуальными»,— отмечает депутат. По его оценке, строительство аэропорта повысило бы привлекательность и ликвидность услуг курорта, увеличив заполняемость номерного фонда примерно на 20%: «Это позволит немного приподнять цены и еще улучшить качество сервиса».

По данным управления Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности, за последние пять лет туристско-экскурсионный поток в Белокуриху вырос примерно на 20% (с 225 тыс. человек в 2017 году до 270 тыс. человек в 2021 году). За пять месяцев 2022 года в санаториях и гостиницах города было размещено 115,5 тыс. человек — на 9% больше, чем годом ранее. Вместимость 17 санаториев и 22 гостиниц с общим номерным фондом около 3 тыс. номеров позволяет единовременно разместить в Белокурихе 5,6 тыс. человек. Среднегодовая загрузка средств размещения, по данным управления, составляет 70–75%, в санаториях в среднем за год занято 80% номерного фонда, в гостиницах — 40–50%. В периоды высокого спроса (летом, на майские и новогодние праздники) загрузка достигает 100%.

В правительстве региона также отмечают рост спроса на средства размещения выше среднего класса со стороны гостей из центральной части России. «Турбизнес региона, естественно, реагирует на это, инвестируя в увеличение номерного фонда повышенной комфортности за счет реконструкции помещений. Кроме того, бизнес готов создавать новые объекты с номерным фондом премиум-сегмента»,— рассказали в управлении по туризму. Месяц назад, как сообщал „Ъ-Сибирь“, стало известно о планах ООО «Санаторий „Алтай Вест“» и структуры «Азимут девелопмент» построить в Белокурихе санаторий и гостиничный комплекс с общим номерным фондом более 700 единиц, инвестиции в проекты — около 10 млрд руб.

С реконструкцией аэродромной площадки Белокуриху могут посетить также туристы из Казахстана, Монголии или Китая благодаря их географической близости, считают аналитики «Фридом финанс». Про­анализировав прежние проекты компании «Новапорт», эксперты подсчитали, что стоимость строительства взлетно-посадочный полосы (ВПП) в среднем обходится компании в 3–5 млрд руб. С учетом повышения цен на строительные материалы в 2022 году (на 30–70%) строительство ВПП сейчас, по их оценке, может обойтись примерно в 6 млрд руб. Затраты на аэровокзал в Белокурихе «Фридом финанс» при расчете по той же схеме оценивает в 3 млрд руб. «Развитие малой авиации силами частных инвесторов возможно и без участия госбюджета, так как она требует гораздо меньших финансовых вложений. Однако почти все свои прежние проекты „Новапорт“ реализовывал с участием бюджетных средств. Поэтому не исключено, что и в данный проект тоже будут привлечены средства из государственной казны»,— считают аналитики «Фридом финанс».

Дарья Решетникова

Вся лента