Концерты уходят от реальности

Есть ли будущее у VR-шоу в России

Концерт памяти Владимира Высоцкого проведут в виртуальной реальности. Компания Sensorium, в которую ранее инвестировал бизнесмен Михаил Прохоров, уже разрабатывает цифровые аватары участников мероприятия. Там также выступят Григорий Лепс, Никита Джигурда, Диана Анкудинова и другие. Подготовка концерта завершится к концу этого года, пишет РБК. Позднее проект могут расширить до гастрольного тура. Тему продолжит Владислав Викторов.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Виртуальные концерты приобрели широкую популярность во время пандемии, когда обычные мероприятия оказались под запретом, говорят собеседники “Ъ FM”. Например, концерт Арианы Гранде на площадке Fortnite посмотрели 78 млн человек, выступление Трэвиса Скотта там же собрало 11 млн зрителей. А в виртуальном пространстве Roblox проходила даже церемония Grammy.

Провести такое мероприятие для российской аудитории решила отечественная компания Sensorium. Выбор хедлайнера пал на Владимира Высоцкого. Кроме того, на концерте ожидаются выступления Григория Лепса, Никиты Джигурды, Дианы Анкудиновой и других артистов. Однако аудиторию метавселенных составляют в основном зумеры, говорит тренд-аналитик, автор Telegram-канала «Метаверсошная» Ольга Кай. И не факт, что такие артисты их заинтересуют, сомневается она:

«Не совсем понятно, кто аудитория. Такими площадками и мероприятиями интересуется молодежь. Важно все-таки выбрать звезду, которая им знакома и интересна, а они решили сделать с Высоцким. Это скорее для более старшего поколения. Будет ли это какое-то закрытое мероприятие, где они предоставят шлемы? Они мало у кого есть, но, возможно, организаторы сделают концерт кросс-платформенным, то есть люди смогут заходить прямо с компьютера».

А если концерту все же удастся собрать ощутимую аудиторию, хотя бы больше 30 человек, появятся технические проблемы, продолжает Ольга Кай: «Емкость таких мероприятий маленькая. Если на площадку набьется больше 30 человек, все начнет виснуть, изображение станет дергаться, будет тошнить. Вторая проблема — при добавлении какого-то интерактива анимации запускаются в зависимости от того, где ты находишься, также ты можешь взаимодействовать с какими-то элементами на площадке. Нужно продумать, чтобы они запускались либо последовательно, либо одновременно для всех».

Но выход есть: многие организаторы просто проводят мероприятие сразу на нескольких площадках. Например, концерт французского композитора Жан-Мишеля Жарра проходил в метавселенной, а увидеть происходящее миллионы зрителей могли на YouTube, рассказывает президент Ассоциации дополненной и виртуальной реальности (AVRA) Екатерина Филатова:

«Они могут организовать концерт, например, для 20 людей, а дальше выложить все это на YouTube, как концерт Жан-Мишеля Жарра. Там были миллионы просмотров, а в виртуальной реальности — десятки тысяч. Виртуальная реальность позволяет нам вовлекаться в процесс и в нем участвовать. Я как зритель могу подарить цветы Высоцкому, вокруг нас будут взрываться салюты, летать птицы, показываться сцены из советского времени. Для зрителя будет эмоциональный эффект, если компания сможет организовать experience внутри».

Правда, на миллионы зрителей концерту в метавселенной все равно рассчитывать не стоит. Это скорее исключение, нежели правило, говорит креативный продюсер блокчейн-проектов Егор Лапшов. Чтобы привлечь хотя бы несколько тысяч человек, вход придется сделать бесплатным и простым, считает он: «С точки зрения настоящих метавселенных аудитория в мире составляет несколько сотен тысяч человек.

В метавселенной Decentraland делали концерт памяти Эми Уайнхаус, куда пришли 10 тыс. зрителей, что довольно много.

Если у умершего артиста есть большая аудитория, если она лояльна и не слишком стара, для нее это возможность соприкоснуться с кумиром. На таком мероприятии при грамотной организации можно собрать 5 тыс. человек. Вам ссылкой отправляют приглашение на вечеринку в Facebook (принадлежит Meta, чья деятельность признана экстремистской и запрещена на территории России), вы нажимаете "пойти". То же самое вы получаете здесь — только попадаете в виртуальное пространство».

При этом траты на концерт в метавселенной могут оказаться действительно космическими, говорят специалисты. Например, на один только цифровой аватар компания потратит около $10 тыс., и это далеко не предел.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Сабина Адлейба

Вся лента