Ритейл недосчитался зарубежных брендов

Какие иностранные компании планируют прийти на российский рынок

На российский рынок ритейла с начала года вышло только два зарубежных бренда. Это абсолютный минимум даже по сравнению с первым полугодием 2020-го, когда из-за пандемии их оказалось шесть, подсчитали в консалтинговой компании Knight Frank. По ее данным, за тот же период 2021-го в страну пришли семь международных компаний. На этот раз рынок пополнился американским бутиком нишевой косметики и парфюмерии Vilhelm Parfumerie и брендом китайской спортивной одежды Li-Ning.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Приток иностранных игроков в Россию сокращается сразу по нескольким причинам, говорит региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева: «В целом мы понимаем, что со стороны западных брендов интерес к России сегодня стремится к нулю. Связано это не только с общеполитическим фоном, но и с логистическими проблемами.

Второй момент — это, наверное, основное препятствие, которое не дает тем странам, чьи бренды готовы выходить на российский рынок, сегодня активно развиваться. Чтобы компания открылась, нужно порядка полутора лет. И те переговоры о выходе, которые велись, просто встали на стоп. Собственно, поэтому мы и не видели такого количества новых открытий, которое наблюдали в предыдущие годы. Кроме логистических и страховых рисков, никаких препятствий больше нет».

До конца этого года на российский рынок собираются выйти сразу несколько турецких сетей общественного питания. По франшизе планируют развиваться сети фастфуда Chitir Chicken и Yesen Burger, а с использованием своих инвестиций — ресторан Little Kitchen и сеть кофеен Arabica. При этом активного появления иностранных компаний в России ждать не стоит, считает старший директор, глава ритейл-департамента компании CORE.XP Марина Малахатько:

«Любой выход международной компании напрямую на российский рынок за счет своих инвестиций потребует минимум €2 млн.

В сумму входит обслуживание программного обеспечения, логистика, наем персонала, фонд оплаты труда, инвестиции в отделку, закупка торгового оборудования. Это все очень недешевое удовольствие, поэтому в принципе о том, что сейчас есть какие-то суперлегкие условия для входа напрямую, говорить точно не приходится.

90% брендов, которые заходили к нам последние восемь лет, предпочитали joint venture, то есть партнерскую схему взаимодействия и соглашения с локальным бизнесом. Бренды готовы выходить за счет инвестиций местных партнеров, но не своих собственных. По сути, все риски несет на себе опять-таки российский бизнес. Через партнерство мы ожидаем прихода порядка 10-15 брендов до конца этого года».

По данным компании Knight Frank, более 180 иностранных компаний объявили о приостановке коммерческой, инвестиционной деятельности, а также поставок на территорию России. Наибольшую долю в структуре профилей — 19% — занимают бренды фэшн-сегмента. За ними следуют продавцы товаров повседневного спроса и автомобильные компании — по 12%. А наименьшая часть — всего по проценту — приходится на продуктовый сектор, товары для дома и детей.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Владимир Расулов

Вся лента