Реновация с признаками депортации

Петербургские парламентарии отказались копировать московскую программу расселения хрущевок

Городской ЗакС в среду, 29 июня, рассмотрел во втором и третьем чтении закон о «комплексном развитии территорий» в Петербурге. Проект напоминает московскую «реновацию», которая грозит переселением сотням тысяч граждан, живущих в панельных домах. Из 25 представленных поправок большинство принято не было, в числе предложенных была возможность получить жилье не хуже нынешнего и предоставление новой квартиры в пределах района проживания, а также достойная компенсация в случае отказа от переезда по указанию властей. Эксперты отмечают, что переселять людей из старых хрущевок нужно, но не таким бескомпромиссным способом.

Если говорить о реновации, которая проводится в Москве, то там граждане могут выбирать жилье, в которое переедут, им при желании гарантируется выбор в том же районе, где они проживали ранее, а также равнозначные условия по площади квартиры

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Законопроект о реновации, он же «комплексное развитие территорий», предполагает, что типовые панельные дома, в первую очередь так называемые хрущевки, построенные в период с 1957 по 1970 год, подлежат расселению. В случае расселения жилец может получить другое жилье или компенсацию. Эксперты отмечают сразу два минуса: жилье может быть неравнозначным по площади и в любой точке города, а компенсация рассчитывается по кадастровой стоимости, а не по рыночной.

При рассмотрении законопроекта во втором чтении сразу несколько групп депутатов, в том числе «Яблоко», «Новые люди», КПРФ, предлагали прописать в законе, что переселять людей из хрущевок можно только в пределах одного района. Однако представитель губернатора в парламенте Константин Сухенко неизменно отвечал, что правительство не согласно с этим, ссылаясь на федеральный Градостроительный кодекс. Депутаты пытались ему возразить, что он не ограничивает власти в такой «нарезке», но господин Сухенко был непреклонен, а его поддерживала партия большинства — «Единая Россия».

Коммунист Дмитрий Дмитриев предлагал ввести выплату компенсаций за жилье (в случае непредоставления альтернативы) не по кадастровой, а по рыночной стоимости, но тоже получил отказ. Кроме того, было отказано в предложении господина Иткина гарантировать получение жилой площади не меньшего объема. «Реновация — не депортация»,— выступила с аналогичным предложением вице-спикер Марина Шишкина, но ее слова о равнозначности площади прежнего жилья и нового также не были поддержаны ни господином Сухенко, ни большинством депутатов.

Госпожу Шишкину в целом правительство жаловало больше остальных коллег: сразу две ее поправки были поддержаны Константином Сухенко и другими парламентариями. Речь идет о предоставлении очередникам права на внеочередное жилье при переселении и об обязательном учете исполнительной властью требований Генплана. Ранее предлагалось действовать «с его учетом», а теперь — «в соответствии». На внеочередном заседании того же дня законопроект был принят в третьем чтении и ушел на подписание губернатору, который данный проект и предлагал.

Также депутаты хотели увеличить количество критериев для домов, подлежащих расселению. Сейчас учитывается только год постройки (1957–1970), парламентарии же предлагали учесть также износ — чтобы он составлял не менее 70%. Кроме того, эсер Михаил Амосов предлагал расширить временную рамку с 1946 по 1970 год. Ни одно из этих предложений поддержано не было.

Была принята поправка единороссов (аналогичные поправки подавали другие партии) по увеличению срока на проведение общедомового собрания для участия в программе реновации с 60 до 90 дней. «Яблоко» предлагало и вовсе 120, но с ним не согласилось большинство. Если за 90 дней не будет проведено собрание, то дом автоматически будет попадать в программу.

Если говорить о реновации, которая проводится в Москве, то там граждане могут выбирать жилье, в которое переедут, им при желании гарантируется выбор в том же районе, где они проживали ранее, а также равнозначные условия по площади квартиры.

Председатель совета директоров Агентства развития и исследований недвижимости (АРИН) Андрей Тетыш считает, что переселение из хрущевок необходимо, но условия реновации в Петербурге призваны «ломать людей через колено». «Наш проект уступает московской реновации по такому количеству параметров, что перечислять устанешь. Если смотреть на программу расселения (из аварийного жилья.— «Ъ-СПб»), то она почти незаметна. Это значит только одно: не работает ваша машинка. Начинается все с экономики, у Москвы совершенно другие цифры, мы пытаемся иметь те же амбиции при в два, а где-то и в три раза меньших возможностях. К тому же Москва не пытается сдвинуть людей с насиженного места, не пытается ломать их через колено. При этом сама реновация нужна, потому что тот факт, что хрущевки 1960-х годов не падают, это скорее чудо»,— говорит эксперт.

Доцент кафедры политической психологии СПбГУ Александр Конфисахор отмечает, что депутаты действуют против интересов избирателей, потому что они для них не важны. «Все в рамках одной истории: сняли ограничения на сроки для губернатора, отказались согласовывать вице-губернаторов. ЗакС за редким исключением работает на администрацию, и никто не хочет портить себе будущее. Депутаты не смотрят на отношение людей к ним, с точки зрения существующей политики им это выгоднее»,— полагает господин Конфисахор.

Олег Дилимбетов, Александр Просяник

Вся лента