Бизнесу мало показалось

Инвестклимат в Свердловской области оценили хуже, чем в половине регионов России

Свердловская область заняла 16-е место среди регионов России в Национальном рейтинге инвестпривлекательности. Исходя из принципа разделения регионов на группы, где на первых 15 местах сейчас находятся 44 субъекта, Средний Урал оказался как минимум 45-м. Власти сейчас изучают результаты рейтинга, отмечая, что регион все же входит в группу лидеров, например, по регистрации прав собственности и получению земли без торгов. Бизнес-сообщества среди проблем отмечают дефицит высококвалифицированных кадров, недостаточность налоговых преференций, а также инертность властей в реагировании на запросы бизнеса.

Свердловская область не попала на первые места рейтинга

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Национальный рейтинг инвестпривлекательности регионов был представлен еще на Петербургском международном экономическом форуме. Однако Агентство стратегических инициатив (АСИ) традиционно оглашает только лидеров рейтинга. В этом году речь шла о 15 первых местах, которые совокупно заняли 44 региона (некоторые места заняла группа регионов из-за небольшой разницы в показателях). Среди регионов УрФО в списке оказались Тюменская область (пятое место), Ханты-Мансийский автономный округ (шестое место), Челябинская (девятое место) и Курганская области (15-е место).

Свердловская область, чьи власти ежегодно с 2014 года ставят задачу попадания в публичную часть рейтинга, оказалась на 16-м месте, рассказал собеседник «Ъ-Урал» в правительстве региона. Сколько регионов на 16-м месте, уточнить не удалось, но Свердловская стала как минимум 45-м регионом из 85 по уровню инвестпривлекательности.

Замгубернатора Дмитрий Ионин рассказал «Ъ-Урал», что Свердловская область за год приросла в интегральном индексе рейтинга и входит в первую половину рейтинга. В прошлом году регион занимал 15-е место (тогда АСИ публиковало только первые 12 мест, их занимали 33 региона). Всего в 2021 году в рейтинге АСИ было 29 мест (часть строчек регионы также занимали группами). Даже если с 13-го по 15-е места занимали по одному региону, то Свердловской области в лучшем случае была на 34-м месте.

«Вместе с федеральными коллегами ведем сейчас скрупулезный анализ результатов исследования, проведенного АСИ. Отмечу, что в этом году был расширен перечень параметров для оценки. Такая диагностика помогает нам оперативно определять точки роста, подходить с разных позиций к вопросам улучшения инвестклимата, брать на вооружение лучшие практики наших коллег из других регионов»,— прокомментировал Дмитрий Ионин. По его словам, Свердловская область входит в группу лидеров по таким показателям, как процедуры по регистрации прав собственности, получение земельных участков в аренду без торгов, оценка регулирующего воздействия, совет по улучшению климата, инвестиционный портал Свердловской области и портал для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Другой собеседник «Ъ-Урал» в правительстве региона рассказал, что для руководства региона тема положения в рейтинге является болезненной все годы его существования. Свердловская область лишь раз (в 2018 году) входила в публичную часть рейтинга АСИ.

«Проблема заключается в том, что при обсуждении низкой позиции региона упор делается не на то, что надо исправить подход к работе с инвесторами, а на то, что там неправильно посчитали или тут не донесли до бизнеса, и он неправильно оценил усилия властей»,— говорит он.

«Есть мнения, что показатели Свердловской области в данном рейтинге отражают высокие требования свердловских предприятий к условиям ведения бизнеса, нежели демонстрируют объективную ситуацию с инвестиционной привлекательностью. Думаю, что истина, как всегда, где-то посередине,— говорит первый вице-президент Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) Александр Породнов.— Конечно, большинство показателей рейтинга — опросные, но, во-первых, они базируются на совершенно конкретных вещах, а во-вторых, отражают существующие проблемы».

По его словам, традиционно среди ключевых проблем региона называются дефицит квалифицированных кадров и низкая доля региональных налоговых льгот от налоговых доходов региона.

«Это значит, что в других субъектах страны налоговых льгот предпринимателям предоставляется больше в расчете на налоговые доходы бюджета. Наличие налоговых льгот — то, на что инвесторы обращают внимание при выборе места реализации инвестпроектов. Этот инструмент нужно применять, конечно, разумно, обоснованно, выделяя приоритетные направления и отрасли. СОСПП как раз сейчас готовит предложения по продлению ряда налоговых льгот, действие которых истекает в 2022–2023 годах, рассчитываем, что эти предложения будут поддержаны региональным правительством»,— рассказал «Ъ-Урал» господин Породнов.

Вице-президент свердловского регионального отделения «Опоры России» Дмитрий Ханин считает, что в регионе недостаточно идет работа с малым и средним бизнесом. «У нас получается, что крупные предприятия имеют определенные преференции и льготы, связанные с инвестициями. А малый бизнес вкладывает, но его вместо поддержки начинают давить проверками. С приходом Дмитрия Ионина (пришел в правительство в октябре 2021 года) ситуация начала меняться. По крайней мере, мы были услышаны на региональном уровне, не знаю, во что это выльется»,— отметил он.

Господин Ханин считает, что главная проблема в регионе для бизнеса — это «инерционность государственного аппарата».

«Например, на одном из оперштабов по экономической устойчивости региона была озвучена проблема предпринимателя. Это обращение было передано в соответствующую структуру, откуда через три недели пришел ответ в традиционной манере “будет время, заходите, поговорим”. Даже для такого неинформативного и неконструктивного реагирования прошло три недели. А вопрос был злободневный и острый»,— рассказал он. Дмитрий Ханин подчеркнул, что проблемы бизнеса на уровне региона разбираются всегда, но пока очевидного эффекта от реагирования на них не наблюдается.

Татьяна Дрогаева

Вся лента