Суперъяхта Дмитрия Пумпянского доплыла до аукциона

Почему суд Гибралтара постановил выставить арестованную Axioma на торги

Власти Гибралтара решили продать суперъяхту российского миллиардера Дмитрия Пумпянского. Выставить арестованное судно на аукцион постановил местный суд. Об этом сообщил YouTube-канал eSysman SuperYachts. 72-метровую Axioma бизнесмена британская территория задержала в марте. Этого требовал банк JPMorgan в рамках иска о взыскании долга с подсанкционного лица. Власти Гибралтара тогда объясняли, что действуют в интересах американского кредитора. Сама яхта оценивается почти в $68,8 млн.

Фото: Jon Nazca / Reuters

Вероятно, Пумпянский купил ее на кредитные деньги, и судно попало в залог к банку, отмечает партнер юридической фирмы Lidings Степан Гузей. По его мнению, продажа яхты станет прецедентом:

«Если речь об обращении банка, то мы не можем исключать, что эта яхта была приобретена на заемные средства, и кредитором выступал JPMorgan, и он же, например, является держателем закладной по этой яхте. Возможности обслуживать этот кредит у господина Пумпянского, безусловно, были, но ситуация с включением его в санкционные списки способствовала образованию дефолта.

Чисто теоретически он мог получить лицензию на обслуживание этого кредита, но, наверное, в данном случае она не была ему выдана, потому что отсутствует жизненная необходимость. Плюс яхта — это предмет роскоши, который является самостоятельным объектом ограничений. Можно попытаться предположить, что таким образом на самом деле была достигнута договоренность, чтобы вывести этот объект из-под санкций, продать, и эти деньги каким-то образом ушли с аукциона господину Пумпянскому. Но это не так правдоподобно».

Ранее в Европе задержали и другие яхты, которые предположительно принадлежат российским бизнесменам, в частности, экс-владельцу «Еврохима» Андрею Мельниченко, совладельцу «Северстали» Алексею Мордашову, экс-главе НОВАТЭКа Геннадию Тимченко и другим. Если эти суда приобретались на заемные деньги, кредиторы, вероятно, так же попробуют добиться продажи активов, полагает эксперт по санкционному праву Сергей Гландин. Однако со стороны официальных властей стран таких шагов ждать не стоит.

«Есть практика, что яхты сдаются в лизинг, иначе нужно будет платить 20-процентный НДС с полной суммы покупки. Большинство даже богатых собственников структурируют через банки лизингодателей приобретение суперъяхт. Если объектами будут не они, а ценные бумаги, какой-то портфель активов, если есть какие-то кредиторы, которые имеют залоговые права в их отношении, то, да, они также могут воспользоваться этой ситуацией. Все будет заканчиваться приблизительно так же, но суд может вынести решение о передаче этой яхты в собственность банку.

Что касается механизмов для изъятия таких активов странами, здесь очень интересная ситуация: когда осуществляется арест по уголовному делу, следователь может обратиться к суду с ходатайством об обращении орудия преступления в государственную собственность.

Мы уже имеем два случая с яхтами Сулеймана Керимова и Виктора Вексельберга. Поскольку в Штатах в отношении них возбуждено уголовное дело по факту обхода санкций, и следствие и суд признали эти объекты орудием преступления, они были арестованы как вещдок. Есть материалы уголовного дела, некоторые из них я уже видел. Здесь есть терминологический конфликт: американское слово seizure — "конфискация" — обозначает скорее временный арест.

Пока только в двух странах есть закон об изъятии активов подсанкционных лиц — я имею в виду Украину и Канаду. Пока в Европейском союзе не поменяют 17 статью Хартии ЕС об основных правах, никто ничего конфисковывать не будет. Даже если национальные государства вроде Франции, Германии поменяют законодательства, упираясь в статью о положении частной собственности, соответствующие титульные владельцы будут подавать иски, и суды, скорее всего, встанут на их сторону»,— отмечает Гландин.

Дмитрий Пумпянский попал под санкции Евросоюза и Великобритании в начале марта. Одной из причин в ЕС тогда называли присутствие бизнесмена на встрече с президентом Владимиром Путиным 24 февраля. На фоне этого миллиардер вышел из числа бенефициаров Трубной металлургической компании, где ему принадлежало более 90% акций, и покинул ее совет директоров.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Елизавета Скобцова

Фотогалерея

Какие яхты и самолеты попали под ограничения

Смотреть

Вся лента