Обновлено 9:47 , 24.06

Продавцы тянутся в сети

На маркетплейсах в разы с начала года увеличилось количество сибирских селлеров

Рост числа продавцов на маркетплейсах, начавшийся в пандемию, ускорился в 2022 году. Wildberries говорит о пятикратном росте в мае по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, Ozon — о четырехкратном. Этот тренд на фоне резкого снижения трафика торговых центров и сокращения офлайн-продаж продлится минимум до конца года, считают эксперты.

Самые высокие темпы прироста числа продавцов на маркетплейсах приходятся на индивидуальных предпринимателей, их преобладающее количество

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Маркетплейсы отмечают существенный рост количества продавцов на своих площадках с начала года. Под данным Wildberries, количество предпринимателей из Сибирского федерального округа выросло более чем в пять раз — с 2091 в мае 2021 года до 12 155 в мае 2022 года, а их продажи увеличились в 2,5 раза — до 11,7 млрд руб. «В 2022 году в Сибири мы запустили два новых сортировочных центра — в Новосибирской и Омской областях, и местные предприниматели смогли напрямую поставлять нам свою продукцию на склады для продажи на площадке»,— отметили в компании. Рост числа продавцов из Сибирского федерального округа отмечают и в Ozon — за три месяца 2022 года их количество на площадке выросло более чем в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Больше всего на площадке продавцов из Новосибирской области и Красноярского края, сообщили в компании. Предприниматели из Сибири продают на Ozon одежду, товары для дома, товары для красоты и здоровья, электронику и автотовары. Ассортимент всей площадки увеличился в пять раз год к году, сообщает Ozon. В OR Group (ранее «Обувь России», развивает торговую платформу Westfalika) сообщили, что существенных изменений в структуре поставщиков не произошло. «Мы сейчас делаем акцент на товарах под собственными торговыми марками, именно они занимают существенную долю в наших продажах», — уточнили в компании.

По словам президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова, заметный приток малого и среднего бизнеса в интернет-торговле наблюдается с начала пандемии, но наиболее интенсивным он стал за последний год. «Для сравнения: на начало 2020 года свою деятельность на маркетплейсах вели около 100 тыс. продавцов, сейчас — более 700 тыс. Причем самый высокий темп прироста показывают индивидуальные предприниматели, их преобладающее количество, и только за первый квартал 2022 года тех, кто впервые начал представлять свои товары на маркетплейсах, стало больше почти на 3 тыс.»,— сказал он. По его данным, эта тенденция наблюдается практически во всех регионах, но наиболее активно — в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, Краснодарском крае и Новосибирске. «Предпосылок для остановки роста сейчас нет»,— говорит господин Соколов.

Старший аналитик Data Insight Андрей Шаповалов ставит под сомнение данные о кратном росте на крупных маркетплейсах. В тоже время он отмечает, что тренд на рост маркетплейсов наблюдается уже несколько лет. «Именно сегодня доля маркетплейсов в электронной коммерции растет быстрее всего - маркетплейсы предлагают не только место размещения товаров, но также логистику, что существенно уменьшает порог входа на рынок, прежде всего, для средних и малых продавцов. Несомненно, доля маркетплейсов будет расти и во втором квартале. Этот тренд долговременный», - считает он. По оценкам генерального директора агентства «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, этот тренд развивается на фоне резкого снижения трафика торговых центров и сокращения офлайн-продаж. «Мы ожидаем, что до конца этого года и в течение следующего рост числа селлеров продолжится. Для российских компаний в таких условиях выход на марктеплейсы — возможность дотянуться до потребителя»,— говорит он.

Сокращение трафика торговых центров подтверждают в Focus Technologies. По данным компании, Mall Index сибирских торговых центров (отражает изменение количества посетителей на единицу площади торговых центров) за пять месяцев 2022 года зафиксирован на 15% ниже показателя аналогичного периода прошлого года. При этом в январе-феврале отставание от прошлого года составляло около 8%, говорит руководитель исследований и консалтинга компании Focus Technologies Михаил Васильев. «Часть аудитории не вернулась в ТЦ после пандемии, многие впервые попробовали онлайн-каналы получения товаров и заказа услуг. Весной к этому добавились дополнительные факторы, связанные с закрытием магазинов ряда брендов, ростом цен и снижением покупательской способности населения»,— говорит он.

В Wildberries сообщили, что за первые пять месяцев 2022 года покупатели из Сибири приобрели на 97% больше товаров, чем за аналогичный период 2021 года. В феврале-марте отмечался рост так называемых «стрессовых» покупок, когда люди приобретали товары с запасом: от продуктов питания, детских товаров до хозяйственных товаров, рассказали в Wildberries.

В апреле-мае ситуация стабилизировалась: растут продажи одежды, обуви, товаров для дома и дачи и другие повседневные покупки. В Ozon уточнили, что их операционные показатели за первый квартал увеличились двукратно, оборот площадки в Сибири вырос в 2,7 раза к аналогичному периоду 2021 года. «На маркетплейсе совершают покупки в 2,3 раза больше покупателей из региона, чем годом ранее»,— подсчитали в Ozon. При этом топ самых популярных товаров в Сибири в первом квартале 2022 года приходится на категорию FMCG — так называемый ассортимент «магазина у дома».

«В регионе абсолютными лидерами продаж первых трех месяцев года стали влажный корм для кошек, кофе в капсулах, чипсы, офисная бумага, гречневая крупа и сахар. Такой топ товаров подчеркивает факт переноса жителями региона в том числе рутинных покупок в онлайн»,— считают в компании.

В компании OR Group отметили, что традиционно наибольший рост спроса показывает обувь, на втором месте — одежда, сумки, товары для дома. В целом в России, по данным АКИТ, за первые четыре месяца 2022 года объем интернет-торговли вырос на 50% по сравнению с показателями 2021 года и составил 1,5 трлн руб. Как ранее сообщали «РИА Новости», в общем обороте розничной торговли в России доля интернет-покупок достигла 11,8% — это рекордный показатель за все время существования отрасли.

Оксана Павлова, Дарья Решетникова

Вся лента