«Шаг чуть больше, чем предполагал консенсус-прогноз»

Константин Максимов — о снижении ключевой ставки до 9,5%

Центробанк вернул ключевую ставку на тот уровень, который был до начала конфликта на Украине. Показатель снизили в четвертый раз подряд — до 9,5%. Регулятор объяснил свое решение тем, что инфляция замедляется быстрее апрельских прогнозов. По оценке на 3 июня, она составляла 17%. О том, как на такое решение Банка России отреагировал рубль, рассказал экономический обозреватель “Ъ FM” Константин Максимов.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

— Мы вернулись ровно в тот показатель ставки, который был до 24 февраля. Прежние консенсус-прогнозы говорили о 100 базисных пунктах, то есть об уменьшении показателя до 10%. Получили 9,5%, поэтому шаг чуть больше, чем предполагалось. Хотя ряд игроков говорил, что даже, может быть, и 9% увидим. Реакция рубля — 57,84, копеек 10-15 вверх мы увидели в движении у доллара, не у рубля. Еще стоит сказать, что ЦБ меняет прогноз по инфляции. Теперь это вилка от 14% до 17% в 2022 году, серьезно ниже предыдущих прогнозов в 19%. В 2023 году диапазон прогнозной ставки инфляции — 5-7%, 4% — тот самый заветный порог на 2024 год.

Также Банк России отдельно говорит, что принятые им в апреле-июне решения о снижении ставки увеличат доступность кредитных ресурсов, ограничат масштаб снижения экономической активности. Если бы мы принимали во внимание еще и формулировку, с которой подошел регулятор к этому решению, то тут, конечно, нужно учитывать тональность, поскольку Центробанк сказал, что теперь он будет оценивать целесообразность снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях. Можно предположить, что мы, во-первых, пришли к тому самому уровню показателя, с которого произошел скачок. Во-вторых, теперь автоматически рассчитывать на дальнейшее его уменьшение уже не приходится.

То есть ЦБ будет осторожно смотреть на целесообразность таких шагов, о чем он нам прямо и говорит.

Рискну предположить, что на пресс-конференции по итогам будут слова про инфляционные ожидания и изменившуюся динамику инфляции. Не случайно Росстат нам говорил о первых таких признаках дефляции. Я абсолютно уверен, что будут отсылы к состоянию платежного баланса, балансу экспорта и импорта. Мы знаем, каковы фигуры экспорта у нас сейчас и насколько рухнул импорт в Российскую Федерацию. И, наверное, будут какие-то адресные слова по дальнейшему видению кредитно-денежной политики.

Кардинального разворота рубля, думаю, ждать не стоит. Состояние вот этого баланса внешней торговли — основополагающий фактор для российской валюты, для того, что происходит на нашем валютном рынке. Может быть, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявит о каких-то дополнительных шагах для изменения положения на валютном рынке. Тогда, возможно, мы увидим чуть более высокие значения американского доллара.

Вся лента