Ульяновск приближают к Димитровграду

В Ульяновской области исследуют агломерацию

Ульяновско-Димитровградскую агломерацию планируется сформировать в Ульяновской области. По заказу Центра стратегических исследований уже начато исследование агломерации, в которую помимо Ульяновска, Димитровграда и Новоульяновска войдут еще восемь муниципальных районов региона. В правительстве региона считают, что проведенные исследования позволят сформировать необходимые связи агломерации, чтобы использовать трудовые ресурсы муниципалитетов и выровнять образовавшиеся ­диспропорции.

Алексей Русских уверен, что исследование агломерации позволит выявить ее потенциал и определить векторы развития муниципальных образований в их синергетическом взаимодействии

Фото: Сергей Титов, Коммерсантъ

Во вторник, на заседании штаба по комплексному развитию региона, губернатор Ульяновской области Алексей Русских заявил о начале исследований Ульяновско-Димитровградской агломерации, которое, по его словам, является частью «важнейшей темы — стратегии развития региона». «В рамках стратегии по моему поручению в июне стартовало комплексное исследование Ульяновско-Димитровградской агломерации. Ключевая цель — дать комплексную оценку потенциала развития агломерации и определить векторы его развития, выравнивания диспропорций в развитии муниципальных образований»,— сказал губернатор, призвав чиновников принять участие в исследовании, внося свои идеи и отвечая на вопросы исследовательской команды.

Как отмечается на интернет-странице исследования, Ульяновско-Димитровградская агломерация, «это территория единого экономического и культурно-социального развития, охватывающая Ульяновск, Димитровград, Новоульяновск и восемь муниципальных районов: Майнский, Мелекесский, Сенгилеевский, Старомайнский, Тереньгульский, Ульяновский, Чердаклинский, Цильнинский». Всего в этих муниципальных образованиях проживает около 75% жителей региона.

На сегодня многие регионы формируют свои агломерации вокруг региональных центров. Законопроект о городских агломерациях был разработан Минэкономразвития РФ еще в сентябре 2020 года, но пока так и не принят Госдумой. Согласно законопроекту, под городской агломерацией предлагается понимать территорию городского округа или города федерального значения, объединенную с территориями других муниципальных образований устойчивыми социальными, экономическими и хозяйственными связями (с учетом численности и плотности населения, транспортной доступности). Законопроект предполагал и внесения правовых основ управления агломерациями, что могло создать «благоприятную правовую среду для объединения ресурсов муниципальных образований, и субъектов РФ, в том числе при реализации крупных инфраструктурных ­проектов.

Исполнителем поручения облправительства о проведении исследования стал региональный «Центр стратегических исследований» (АНО), который в свою очередь заключил контракты с институтом территориального планирования «Урбаника» и «Центр стратегических разработок „Северо-Запад“». Стоимость исследования — 5,2 млн руб. Предполагается, что исследование будет завершено уже к осени этого года.

По словам помощника губернатора по архитектуре Ольги Мельниковой, работа по комплексному исследованию агломерации была начата еще в конце марта этого года. Она отмечает, что перво­очередные задачи исследования и формирования агломерации — снижение миграционного оттока, повышения социально-экономического уровня жизни в регионе, усиления конкурентных преимуществ Ульяновской агломерации, выравнивание диспропорций между муниципальными образованиями. «В ходе исследований предстоит понять исходные точки, в каком состоянии агломерация, сильные и слабые стороны, перспективы развития и риски. На основе этих выводов сформировать гипотезу по пространственному развитию агломерации: что можно усилить, какие проблемы решить для развития агломерации»,— пояснила госпожа Мельникова. По ее словам, итогом исследования будут рекомендации для правительства региона по направлениям стратегии развития Ульяновской области и исправлению тех или иных акцентов в развитии муниципалитетов. Она не исключает, что, несмотря на то, что закон об агломерациях пока так и не принят, формирование агломерации в дальнейшем поможет региону и в привлечении федеральных средств на свое развитие.

Идею исследования агломерации и ее формирования в депутатском корпусе регионального заксобрания не все восприняли однозначно. Так, спикер заксобрания Валерий Малышев после отчета губернатора в конце апреля обратил внимание, что «любые проекты — как для села и для города — должны быть продуманы, но неизвестно, где и как было принято решение об агломерации Ульяновска и Димитровграда», и «сейчас важнее определить эффективные меры по поддержанию реального сектора экономики».

Впрочем, первый заместитель председателя правительства Марина Алексеева (курирует экономику и финансы) считает исследование необходимой и важной работой, которая поможет справиться и с новыми вызовами. По ее словам, Димитровград, где один из якорей — ДААЗ— моногород, несущий свои дополнительные проблемы, и «сейчас, при затяжном кризисе, в том числе и в автомобильной отрасли, задача — определить точки роста за счет объединения трудовых, экономических и научных ресурсов левобережной части Ульяновска и Димитровграда». «Мы сейчас рассматриваем и вопросы быстрой миграции трудовых ресурсов из Димитровграда в Ульяновск с построением скоростной магистрали между двумя городами, и формирования кооперационных цепочек между предприятиями Димитровграда и заволжской части Ульяновска, где находятся портовая ОЭЗ и индустриальный парк „Заволжье“, где сегодня наибольший потенциал роста экономики»,— сказала госпожа Алексеева, заметив, что, чтобы перевезти рабочую силу из Засвияжского района Ульяновска в Заволжье, потребуется гораздо больше времени, чем доставить рабочих из Димитровграда в промзону Заволжского района Ульяновска по скоростной магистрали (60–70 км).

«На основании исследования мы затем сможем откорректировать стратегию развития региона до 2030 года, синхронизировать ее с национальными целями и проектами, а также скорректировать государственные программы с точки зрения направления вложения средств. Нельзя строить дорогу ради дороги. Дорога должна иметь экономический эффект»,— подчеркнула зампред облправительства.

Сергей Титов, Ульяновск

Вся лента