Через тернии к «Звездным»

Как был придуман и снят первый фильм космической саги

25 мая исполнилось 45 лет с выхода первого фильма космической саги «Звездные войны», одной из самых влиятельных кинолент в истории, изменившей кинематограф, поп-культуру и давшей старт целой медиафраншизе. Чем вдохновлялся и как снимал «Новую надежду» режиссер и сценарист Джордж Лукас — в материале «Ъ».

Актеры Марк Хэмилл, Кэрри Фишер и Харрисон Форд на съемках фильма «Звездные войны: Эпизод IV — Новая надежда»

Фото: Sunset Boulevard / Corbis / Getty Images

Самураи и древние мифы

Создать космическое фэнтези Джордж Лукас задумал, еще будучи студентом киношколы, где тщательно изучал творчество классиков мирового кинематографа. Его главным источником вдохновения был японский режиссер Акира Куросава, который в 1950–1960-е годы снимал историческое кино про самураев. Именно из названия этого жанра — дзидайгэки — родилось известное ныне слово «джедай». «Семь самураев», «Три негодяя в скрытой крепости», «Телохранитель» — во всех этих фильмах есть элементы, позже появившиеся в «Звездных войнах».

Лукас даже предлагал звезде лент Куросавы Тосиро Мифунэ сыграть роль Оби-Вана и Дарта Вейдера. Однако актер отказался из-за опасений, что фильм будет выглядеть примитивно, как многие продукты кинофантастики 1960-х.

Алек Гиннесс в образе Оби-Вана и Дэвид Проуз в образе Дарта Вейдера на съемках

Фото: Lucasfilm

Вдохновителем Лукаса было не только творчество Куросавы, но и японская культура в целом. Джедаи много позаимствовали у самураев: их дуэли отсылают к боевому искусству фехтования кэндо, костюмы Дарта Вейдера и штурмовиков вдохновлены самурайскими доспехами, а философия «Силы» чем-то похожа на дзен-буддизм.

Благодаря незнакомой массовому американскому зрителю культуре и ее уникальной визуальной составляющей «Звездные войны» выглядели для западной аудитории 1970-х по-настоящему необычно.

Кадр из фильма: Дарт Вейдер и имперские штурмовики

Фото: Lucasfilm

Если на визуальную эстетику повлияла японская культура, то в основу сюжета легли мифы и книга Джозефа Кэмпбела «Тысячелетний герой». Ее автор пришел к выводу, что большинство мифов разных народов имеют общую сюжетную структуру.

Первая часть «Звездных войн» устроена как архетипический мономиф: история о пути героя, который сначала получает призыв, затем проходит испытания и в конце возвращается с победой домой.

Марк Хэмилл на съемках фильма

Фото: Sunset Boulevard / Corbis / Getty Images

На сюжет также повлияли космические оперы в духе сериала «Флэш Гордон», литературная серия Эдгара Берроуза «Джон Картер на Марсе» и роман «Дюна» Фрэнка Герберта, а вдохновителями стиля и тона явились представители любимого жанра Лукаса — вестерна.

Сценарий и кастинг

Писать сценарий Джордж Лукас начал в 1974 году и с самого начала задумывал создать две трилогии, причем рассказать историю с конца, экранизировав сразу вторую половину сценария. Позже режиссер объяснял мотивацию: «Мне просто хотелось побыстрее снять фильм, в котором летала бы "Звезда Смерти". А она появлялась только в четвертой части. Поэтому я и начал с нее».

Актеры Питер Кушинг (слева), Дэвид Проуз (справа) и Кэрри Фишер с режиссером, сценаристом и продюсером Джорджем Лукасом

Фото: Sunset Boulevard / Corbis / Getty Images

Черновики сценария сильно отличались от конечного фильма, как и образы героев. Так, Люк Скайуокер задумывался как 60-летний генерал, а Хан Соло должен был быть зеленокожим монстром с жабрами.

Актеры с реквизитными масками

Фото: Lucasfilm

К 1975 году сценарий был закончен, однако Лукасу долгое время не удавалось получить финансирование. Научная фантастика не была в то время популярным жанром, и в успех проекта крупные киностудии не верили.

Смущали и странный по структуре сюжет, и требование режиссера использовать молодых актеров вместо знаменитостей. Так, на роль Хана Соло пробовались Курт Рассел, Сильвестр Сталлоне, Джек Николсон, Аль Пачино, а воплотить принцессу Лею мечтала Джоди Фостер. В итоге роль досталась неизвестной тогда актрисе Кэрри Фишер, а за Ханом Соло был закреплен уже работавший с Лукасом Харрисон Форд.

Актер позже признавался, что считал фильм странным из-за того, что в нем была «принцесса с булочками из волос и гигант в костюме обезьяны», которого звали Чубакка. Интересно, что на создание этого образа Лукаса вдохновила его собака породы аляскинский маламут по кличке Индиана.

Главную роль Люка Скайоукера получил Марк Хэмилл, а ставших впоследствии символами саги роботов C-3PO и RD-D2 сыграли актеры Энтони Дэниелс и Кенни Бейкер. Когда Дэниелс впервые облачился в костюм C-3PO, то поранил левую ногу. Костюм был настолько хрупким и неудобным, что в перерывах между дублями актер не мог свободно двигаться и даже сидеть.

Трудности процесса

Съемки стартовали за год до премьеры в Тунисе, в том числе в городе Фум-Татавин, в честь которого была названа планета, где вырос Люк Скайуокер,— Татуин. Дом главного героя не был специально построен для фильма — это была обычная хижина в одной из деревень, изобилующей пещерами и кратерами. Интерьер, в свою очередь, был позаимствован в местной гостинице.

Однако город Мос-Эйсли был специально выстроен декораторами в пустыне, что заняло два месяца.

Интерьер дома Люка Скайуокера, кадр из фильма

Фото: Lucasfilm

Из-за сжатого графика и плохой погоды проект сталкивался с трудностями: электроника часто отказывала, а съемочная группа, большая часть которой считала проект «фильмом для детей», редко относилась к работе серьезно.

Британский актер Алек Гиннесс и Джордж Лукас на площадке

Фото: Sunset Boulevard / Corbis / Getty Images

В успех фильма долгое время не верил и сам Лукас. Особенно после первой смонтированной на книжный манер версии ленты: фильм был лишен динамики и выглядел блекло.

Картина заиграла новыми красками после добавления визуальных эффектов, ради постановки которых Лукас основал компанию Industrial Light & Magic. Весь процесс создания ленты режиссер старался контролировать лично. В какой-то момент производства проект настолько вымотал Лукаса, что он был помещен в больницу с гипертонией и истощением.

Картонные космические корабли

Самой крупной декорацией для съемок был корабль «Сокол тысячелетия», созданный в натуральную величину длиной почти 50 м и весом 40 тонн. Для погружения зрителя в атмосферу реального полета отдельно была выстроена и установлена на пружину кабина корабля: в нужные моменты съемки ассистенты трясли ее руками, создавая эффект вибрации.

Кабина космического корабля «Сокол тысячелетия»

Фото: Lucasfilm

По распространенной версии, «Сокол» был придуман Лукасом в закусочной: гамбургер с маслиной показался удачной моделью для создания космического корабля.

Макет «Сокол тысячелетия» в процессе съемки

Фото: Lucasfilm

Как и в большинстве фильмов докомпьютерной эпохи, в «Звездных войнах» использовались куклы, грим, маски, а все сцены с космическими кораблями снимались на синем фоне при помощи сделанных вручную макетов из пластика и картона.

Чтобы реалистично показать полет кораблей в космическом пространстве, Лукас применил новую технологию: вместо того чтобы двигать корабли относительно камеры, он двигал камеру относительно неподвижных кораблей.

Съемка полета TIE-истребителя

Фото: Lucasfilm

Для финальной сцены с уничтожением «Звезды Смерти» также были созданы несколько макетов, на поверхности которых срабатывали сотни пиропатронов, изображающих взрывы. Сцена стала самой дорогостоящей, масштабной и продвинутой с технической стороны частью фильма.

Пиротехнический взрыв на макете поверхности Звезды смерти

Фото: Lucasfilm

Виражи истребителей были скопированы с реальных маневров боевых самолетов, при постановке боев между истребителями Лукас вдохновлялся голливудскими фильмами и военными хрониками.

Художник-концептуалист Джо Джонстон

Фото: Lucasfilm

Новаторскими были и комбинированные съемки. Авторы применяли различные планы, вручную нарисованные на стекле, которые совмещали с реальными съемками, получая реалистичную иллюзию пространства. Один из первых случаев применения такой съемки — в сцене, где Оби-Ван отключает подачу энергии на «Звезде Смерти».

В поиске звучания

Над звуковыми эффектами фильма работал специалист Бен Бёртт. По его словам, самым вдохновляющим была перспектива найти характерный звук для светового меча, который родился благодаря слиянию гула проекционного кинооборудования и старой телевизионной лампы.

Марк Хэмилл в образе Люка Скайоукера на промофото

Фото: Sunset Boulevard / Corbis / Getty Images

Звуки, издаваемые Чубаккой, были созданы из компиляции рева крупных млекопитающих, в основном медведей, звуки выстрелов бластеров родились из звона, издаваемого при ударе металла о натянутый провод радиовышки. Для знаменитого дыхания Дарта Вейдера Бертт использовал старый регулятор для акваланга, чтобы создать глубокое, потустороннее дыхание: он установил микрофон на водолазное снаряжение и дышал в него различными способами.

Дэвид Проуз в роли Дарта Вейдера

Фото: Archive Photos / Stringer / Getty Images

Поп-культурный феномен

Создание «Звездных войн» финансировала студия 20th Century Fox, изначально выделив $8,2 млн бюджета. Несмотря на то что в успех картины Джорджа Лукаса никто не верил, уже через месяц после выхода она покорила Америку.

Сборы лишь от кинопроката превысили бюджет в 41 раз, составив более $337 млн.

C-3PO на 50-й церемонии вручения премии «Оскар» в Лос-Анджелесе

Фото: AP

Фильм получил шесть премий «Оскар»: за лучшие декорации, костюмы, визуальные эффекты, звук, монтаж и оригинальный саундтрек. Почти полностью сотканные из отсылок, оммажей и цитат из других фильмов, «Звездные войны» стали многомиллиардным феноменом, помогли зрителю пересмотреть отношение к фантастике и дали старт франшизе, фильмы и сериалы по которой радуют фанатов вселенной до сих пор.

Андрей Егупец

По местам боевой славы

Туристический тест для фанатов «Звездных войн»

Читать далее

Вся лента