Имиджевое таяние

Благоустройство

Администрация второго по численности населения города страны стабильно не справляется с чисткой снега на 3,5 тыс. км вверенных автодорог и 15,9 млн кв. м тротуаров. В дни, когда Петербург заметало, он смог дополнительно мобилизовать дворников и технику лишь в пределах 10–11%. Уже весной, на фоне теплых мартовских дней и значительно более горячих политических вопросов власти декларировали: «Снежного коллапса в городе не произошло». Хотя опрошенные SR эксперты уверены, что будущий сезон холодов может вновь стать перформансом.

В Петербурге вопрос зимней уборки — политический, а попытки градоначальников расправиться с осадками рождают все новые мемы. Пока этот социальный трамплин работает навылет

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

По оценке региональных властей, кампания по уборке снега зимой 2021–2022 годов прошла «в целом удовлетворительно». SR направил несколько запросов с просьбой прокомментировать ее результаты, в том числе главе Петербурга Александру Беглову, но ответы получил только от пресс-службы вице-губернатора Анатолия Повелия.

Этой зимой, как и в прошлом году, тротуары города покрывались несчищаемой коркой льда, отчего передвижение по ним становилось опасно, правые полосы проезжих частей нередко выполняли роль склада сугробов, парковочные места, в том числе платные, могли не расчищаться несколько недель, а на обочинах, автобусных остановках и пешеходных переходах вырастали заборы из снега. Петербуржцы стали использовать поверхности (лед на Фонтанке или успевший стать знаменитым сугроб на Дворцовой площади) в качестве холстов для посланий и начертания фамилий политических деятелей, после чего процесс расчистки территории значительно ускорялся.

Проблема уборки осадков и мусора получила отражение в фольклоре группы «Ленинград»: «В Питере — говно, пока так»,— выводят солистки коллектива на фоне загаженного двора. Чиновники нашли для ее описания другой афоризм: и в январе 2022 года перед депутатами Законодательного собрания, и сейчас в ответ на запрос SR власти, объясняя низкое качество работ, ссылаются на «лоскутное одеяло ведомственной принадлежности».

Дело в том, что заказчиками чистки различных частей города выступают разные структуры: например, за автодороги и тротуары в большинстве случаев отвечает комитет по благоустройству (он отдает работы на подряд по результатам конкурсов), а за дворы — муниципалитеты и жилкомсервисы. Так, в 2022 году за большие объекты отвечали традиционно выполнявшие эти работы в Петербурге восемь компаний, в основном подведомственные Смольному: АО «Коломяжское», ООО «СП "Северное"», СПб ГУДП «Центр», СПб ГУДП «Путь», СПб ГУДСП «Петродворцовое», СПб ГУДСП «Курортное», АО «Автодор», АО «Автопарк № 7 "Спецтранс"». Администрации районов, в свою очередь, заключили контракты на уборку дворов с 48 организациями, в том числе с жилкомсервисами и частными подрядчиками.

Чувствительный момент

По данным SR, по крайней мере один раз — в начале марта 2022 года — подконтрольные Смольному региональные СМИ на фоне встречи губернатора Петербурга с президентом РФ Владимиром Путиным готовили новость об отставке Александра Беглова. С бессилием в борьбе с сезонными проблемами когда-то связывали и перевод в Совет федерации Валентины Матвиенко, бывшей главой города с 2003 по 2011 год (см. «Ъ-Власть» от 04.07.2011). Сменившего ее Георгия Полтавченко критиковали за фанатичное использование реагентов, которые, впрочем, не сильно помогали обезопасить город в зимний период и уж точно не способствовали его облагораживанию.

Зима 2021–2022 годов стала аномальной по количеству осадков и числу залповых снегопадов, объясняют в администрации. В декабре и январе было по шесть бесснежных дней, то есть всего 20% из двух месяцев, подчеркивают там. Впрочем, относительно, например, соотношения выходных и будней для среднестатистического россиянина такая загрузка не кажется чрезмерной: субботы и воскресенья занимают около 27% времени месяца. За последние десять лет прошедшая зима стала второй по количеству собранных и вывезенных с улиц Петербурга осадков, говорят в комитете по благоустройству. По состоянию на 13 апреля на снегоплавильные и снегоприемные пункты было отправлено 4 млн куб. м снега. Больше утилизировали только зимой 2018–2019 годов (4,1 млн куб. м).

В администрации города признают, что сверхнормативный объем осадков вызвал сложности в работе, например, привел к полному заполнению нескольких снегоприемных пунктов уже в начале зимы, поэтому для временного складирования использовались площадки в самом городе. Уборке мешает запаркованность улиц и дворов, сетуют в администрации, машины препятствуют проезду служебной техники и сбросу снега и наледи с кровель домов. Правда, положение автомобилистов и коммунальщиков созависимое: простоявшую несколько дней в не убираемой зоне машину технически невозможно передвинуть.

По официальным данным Смольного, в дневное время со снегом в этом сезоне боролись более 1 тыс. единиц техники и более 1,1 тыс. коммунальщиков, ночью — около 900 машин и 350 дворников. Во дворах ежедневно работало более 700 единиц техники и привлекалось около 7 тыс. дворников. В дни обильных снегопадов цифры увеличили до 768 и 7801 соответственно. Дорожными предприятиями к работе в зимний период было подготовлено 1756 единиц техники, число водителей и механизаторов составляло более 3 тыс., штат дворников — более 500, а дополнительно к работам по срочным контрактам могли привлечь еще 1284 человек.

Расцвет структур

В этом году комитету по благоустройству, который контролирует уборку снега, выделено 13,2 млрд рублей на содержание дорог. Подготовиться к следующему сезону в Смольном решили на структурном уровне. Так, для повышения качества уборки во дворах на базе существующих государственных районных жилищных агентств (ГУЖА) планируется создать государственные бюджетные учреждения (ГБУ). Подобные формирования появятся и на основе нынешних государственных унитарных дорожных предприятий (ГУДП). Правда, каким образом перекладывание ответственности на ГБУ может качественно улучшить ситуацию, в Смольном не уточнили. Кроме того, здесь также рассчитывают на некую автоматизацию процессов с помощью государственной инфосистемы «Дорожная уличная сеть», которая должна объединить данные о работах по содержанию и уборке всех городских территорий независимо от того, кто выступает их заказчиком. Количественные показатели по технике и штату дворников в следующем сезоне в администрации Петербурга пока оставили без разъяснений: неизвестно, есть ли дефицит, планирует ли город закупать новые машины и в каком объеме. В январе 2022 года представители жилищного комитета заявляли, что дополнительно требуется около 5 тыс. дворников, однако каким образом будет создаваться такой резерв, данных нет. В аппарате Анатолия Повелия напомнили, что этой зимой по срочным трудовым договорам привлекались временные специалисты с почасовой оплатой «день в день», но оценок эффективности такой схемы и экономии для бюджета не представлено.

Среди положительных изменений к новому сезону в Смольном называют увеличение числа снегоплавильных пунктов — сейчас идет работа по проектированию трех дополнительных баз. Сроки строительства и финансирование проектов власти не комментируют. По данным Национальной ассоциации зимнего содержания дорог (Росзимдор), в Петербурге работает 11 снегоплавильных пунктов и 7 снегобаз, но этого недостаточно. Руководитель аппарата Росзимдора Анна Климентова полагает, что экономичнее будет предварительно в случае необходимости заключить договоры аренды техники со строительными и сельхоз организациями вместо удержания их на балансе. Кроме того, потребуется пересмотр материалов, считает она, так как ни раствор технической соли, ни песко-соляная смесь, используемые в Петербурге в качестве реагентов, не могут эффективно справиться с наледями.

Президент фонда развития городского самоуправления «1870» Кирилл Страхов, напротив, говорит, что децентрализация функций по уборке снега, направление их в муниципалитеты может не только улучшить контроль и соответствие требованиям со стороны жителей районов, но и обезопасить имидж губернатора-дворника, который не справляется с чисткой двора. «За муниципальным трактором будет следить каждая парадная и вытрясет душу из муниципального депутата, если трактор проедет мимо их дома. Децентрализация укрепила бы позиции губернатора. Ежегодный перформанс "зима наступила внезапно" обнажает весь абсурд сложившейся системы управления. Губернатор метет улицы, забросив генплан и строительство метро, выступая в роли дворника. Намного эффективнее было бы вступить в союз с горожанами — перейти из положения нерадивого исполнителя в позицию эффективного контролера и вместе с ними отслеживать работу муниципалитетов»,— заключает он.

Яна Щукина

Вся лента