«Университет призван стать столичным вузом»

Ректор ННГУ им. Н. И. Лобачевского Елена Загайнова — о перспективах, развитии университета и новых направлениях в образовании

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

— Как пройдет приемная кампания в вузе в этом году?

— Думаю, в этом году мы должны пройти приемную кампанию очень спокойно, по плану, с возможностью ответить на все вопросы абитуриента, чего, например, не было в полной мере два года назад, во время пандемии коронавируса. В этом году увеличилось число бюджетных мест до 1743 и еще почти 300 в филиалах. По всем формам обучения, включая магистратуру и аспирантуру, — у нас почти четыре тысячи бюджетных мест. Поэтому развернута масштабная приемная кампания, все факультеты и институты формируют отдельные команды для приема. Проведем ее достойно, активно и эффективно.

— Какие новые направления подготовки появились в вузе?

— Из последнего — и клиническая психология, и еще одно направление по связям с общественностью, а также клиническая ординатура — новая ступень образования, ранее не характерная для университета. В этом году мы уже получили бюджетные места по новым направлениям и увеличили их число по существующим: IT, юриспруденция и экономика. Наиболее популярно IT, но появилась интересная тенденция, когда IT становится не основной специальностью, а дополнительной. Например, IT в экономике, биологии, химии и социологии. Направления подготовки в будущем — именно специальности «на стыке». Растет популярность гуманитарных наук: социология, психология и клиническая психология. Очень хорошо взлетело направление биологии, поскольку в нем появились новые «ростки» в виде биотехнологий и биоинформатики.

Фото: Фото пресс-службы ННГУ

— Минобразования региона продвигает слоган «Учись в Нижнем!». Почему, на ваш взгляд, стоит учиться в Нижнем? Как за последние годы выросла конкурентоспособность нижегородского образования в сравнении, например, со столичным?

— Как ректор могу сказать, что большое значение имеет серьезное обновление города к 800-летнему юбилею, а привлекательность города повышает престиж обучения. Кроме того, три нижегородских вуза вошли в программу развития «Приоритет 2030», что также дает новый драйвер развития и внедрения новых образовательных программ, в том числе международного уровня. Популярность обучения в Нижнем Новгороде выросла во время пандемии: родители не торопились отпускать детей в Санкт-Петербург и Москву, возросла роль дистанционного образования. Если же говорить с позиции мамы студента, то уехать в другой город и начать там учиться и жить в общежитии… Такие условия часто вызывают психологические срывы у детей. Поэтому мое глубокое убеждение — бакалавриат в Нижнем Новгороде, а дальше — как угодно. Окончить магистратуру можно и за границей или в Москве, когда дети становятся зрелыми людьми. А можно никуда и не уезжать: магистратура в Нижнем Новгороде — очень хороший вариант.

— Как показывают себя студенты вуза на всероссийских/международных олимпиадах? Поделитесь последними успехами.

— Наши студенты очень активные, это идет в зачет в индивидуальное портфолио. Университет премирует победителей. Если для школьников участие в олимпиадах такого уровня — это, прежде всего, возможность поступить в университет, то для студентов — доказать, что они лучшие. У нас очень сильная команда в IT, которая показывает выдающиеся результаты. Мы выиграли финал чемпионата мира по спортивному программированию среди студенческих команд (ICPC), наша команда побывала в гостях у премьер-министра Михаила Мишустина, который рассказал им и о разработках для «электронного правительства». Наши ребята выиграли и международную олимпиаду по финансовой безопасности. На всероссийских олимпиадах победили наши химики, хорошо показали себя юристы. Нам действительно есть, чем гордиться.

Фото: Фото пресс-службы ННГУ

— Какие профессии, по версии вуза, сегодня наиболее перспективны? Показателен ли в этом смысле конкурс среди абитуриентов на конкретные специальности?

— Конкурс обусловлен разными причинами: это и рекомендации родителей, и реклама, и уровень будущей зарплаты. И, конечно, расположенность студента к тем или иным наукам. Выбирая специальность, нужно обязательно получить базовое образование, на которое затем можно «нанизать» специальности. Мне очень бы хотелось, чтобы абитуриенты вместе с родителями и учителями осознанно выбирали базу, которую мы будем дополнять в бакалавриате, магистратуре и по индивидуальным траекториям.

— Индивидуальные образовательные траектории студентов — один из главных трендов последних лет в высшей школе. Как эта идея воплощается в вузе?

— С точки зрения Министерства просвещения РФ, это траектория начинается со школы. То есть школьник должен выбирать те предметы, которые пригодятся ему в будущем. Университет выступает навигатором, создающим образовательную персональную траекторию. У нас сложились очень хорошие условия для этого: в прошлом году ННГУ выиграл грант на создание Специализированного учебного научного центра, где идет углубленная подготовка школьников старших классов — будущих абитуриентов по химии, биологии, физике и математике. Это начало траектории, которая затем складывается в бакалавриате. Она может быть скомпонованной с добавлением soft skills-компетенций (например, проектная работа в командах, обязательная для всех студентов первых курсов), а поскольку мы вошли в программу «Приоритет 2030», то обязаны делать индивидуальную траекторию из набора дополнительного образования для студентов. Например, студент биофака может взять себе дополнительное профессиональное образование «клиническая психология». Обязательно проектное обучение и IT-компетенции для всех курсов. В магистратуре же строится индивидуальный курс под научную работу. Кроме того, популярно направление «Стартап как диплом».

Фото: Фото пресс-службы ННГУ

— Каковы позиции и ключевые цели вуза в программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030»?

— Университет призван стать суперсовременным, конкурентным, центральным, не побоюсь этого слова, столичным вузом. Для этого мы должны дать новые привлекательные образовательные программы: как стандартные и индивидуальные, так и совместные с работодателями. Предстоит создать современный кампус и развить четыре основных направления: образование, наука, инфраструктура и инновации. В каждом из них участвуют все факультеты вуза, которые удачно соединились в стратегические проекты «Здоровое поколение», «Комфортная окружающая среда», необычный для университета «Креативная личность» и наиболее амбициозный «Фундаментальные основы технологий будущего», посвященный, в том числе, импортозамещению. Также мы планируем создать факультет искусств.

— Насколько продвинулась за последние годы цифровая трансформация вуза? Какими проектами особенно гордитесь?

— Наверное, всеми. Но цифровая трансформация разная: есть та, которая помогает организации управления и работе с документами. А есть образовательная. В пандемию появилось много онлайн-курсов — таких «цифровых двойников» привычных офлайн-курсов. Это не просто начитывание лекций: это материалы с дополненной реальностью. Третий аспект цифровизации — обязательное начальное IT-образование абсолютно всех сотрудников университета и первичные IT-курсы для студентов начальных курсов. «Цифра» у нас сейчас везде.

Фото: Фото пресс-службы ННГУ

— Расскажите о перспективных совместных проектах с работодателями выпускников.

— Сейчас ситуация с трудоустройством гораздо лучше, чем несколько лет назад. Устраиваются по специальности порядка 90% выпускников университета. Этому способствует участие работодателя в учебном процессе. Некоторые преподаватели, работающие в разных сферах экономики, сами подбирают будущие кадры. Например, в нашем Институте информационных технологий, математики и механики есть Совет IT-компаний, которые также участвуют в образовательном процессе, добавляют собственные курсы и готовят себе сотрудников. С четвертого курса студент уже может стать штатным сотрудником, если хватает бакалавриата. Если нет, в университете есть специальная «производственная» магистратура, которая позволяет совмещать работу и образование. Компания получает готового выпускника, который мотивирован и понимает, куда пойдет работать. Высоко востребованы студенты в химической и биологической отраслях. Никогда не бывает проблем с трудоустройством экономистов, юристов, филологов. Кроме того, работодатели выступили активными заказчиками soft skills — команд выпускников, умеющих делать проекты.

Сегодняшний университет Лобачевского немыслим без тесного сотрудничества с представителями буквально всех сфер жизни общества. Мы работаем на наш город, на регион, на страну.

Вся лента