Atria уходит с дисконтом

Финский концерн продал бизнес в сегменте быстрого питания группе «Черкизово»

Atria продала свой последний актив на российском рынке — поставляющую продукты для точек быстрого питания на АЗС компанию «Сибилла Рус». Покупателем предприятия за €8 млн стала группа «Черкизово», которая ранее приобрела у финского концерна мясоперерабатывающий бизнес. Активное развитие нетопливного бизнеса независимыми операторами и увеличение популярности внутреннего туризма обеспечат рост продаж готовой еды на автозаправках, полагают эксперты.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Группа «Черкизово» приобрела компанию «Сибилла Рус», принадлежавшую финской Atria, рассказали представители компаний. Сделка позволит «Черкизово» получить контракты на поставку хот-догов, бургеров и другой продукции быстрого питания в 4,4 тыс. точек продаж формата shop-in-shop в России и странах СНГ. Эти заведения в основном расположены на автозаправочных станциях (АЗС) и в местах для проведения досуга (парки, стадионы).

«Черкизово» входит в число крупнейших производителей мясной продукции на российском рынке. В портфель брендов группы входят «Петелинка», «Куриное царство», «Пава-Пава», Pit Product. Консолидированная выручка компании в 2021 году составила 158 млрд рублей, ее владельцем является семья Михайловых.

Стоимость продажи бизнеса составила около €8 млн (538,5 млн рублей по текущему курсу), следует из сообщения Atria. При этом бренд Sibylla, под которым работали точки продаж, в сделку не вошел. Исходя из текущего курса можно говорить о дисконте в 3–3,5 раза от рыночной цены, полагает генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Это стратегически привлекательная инвестиция для «Черкизово», позволяющая усилить позиции в перспективном сегменте b2b-продаж, отмечает он.

Планы по продаже бизнеса в сегменте быстрого питания Atria анонсировала в марте этого года. Принятое решение в концерне объяснили изменившейся геополитической ситуацией, которая не позволяет продолжать работу в России. По данным kartoteka.ru, выручка ООО «Сибилла Рус» в прошлом году выросла на 27,4%, до 3,4 млрд рублей, чистая прибыль увеличилась на 90,4% и составила 428,5 млн рублей. В структуре продаж группы Atria на компанию приходилось около 2%.

В «Черкизово» отметили, что сделка соответствует стратегии группы по расширению присутствия на рынке фуд-сервиса (поставки ресторанным сетям). Дополнительных подробностей в группе не уточнили. До этого агрохолдинг сотрудничал с компанией «Сибилла Рус» в качестве поставщика мясной продукции. В 2020 году на сегмент общепита приходилось 3,2% в выручке «Черкизово», в перспективе компания намерена увеличить этот показатель до 10%, следует из ее презентации. Среди клиентов группы сети McDonald’s, KFC, Burger King, Dodo pizza.

Это не первая сделка между «Черкизово» и Atria. В прошлом году агрохолдинг приобрел у финского концерна компанию «Пит-продукт». В ее управлении находились два завода по производству мясной продукции в Ленинградской области мощностью 39 тыс. тонн.

В 2021 году независимые операторы активно расширяли нетопливный бизнес на автозаправках, в результате чего количество расположенных там заведений общепита резко возросло, говорит господин Бурмистров. Дополнительным драйвером для увеличения продаж готовой еды на АЗС станет внутренний туризм, в том числе автомобильный, который будет развиваться в условиях ограниченной возможности зарубежных поездок, добавляет эксперт.

По данным NPD Group, в прошлом году доля заведений фастфуда в структуре российского ресторанного рынка достигла 57%, что сопоставимо с показателями США, Канады и Китая. В период сокращения доходов населения заведения быстрого питания демонстрируют наиболее высокую устойчивость, тогда как классические заведения проседают, указывает господин Бурмистров. По данным Focus Technologies, в марте и апреле оборот операторов фастфуда вырос на 16%, а у кафе и ресторанов в торговых центрах упал на 3% к аналогичному периоду прошлого года.

Константин Куркин

Вся лента