Колеса фортуны

Как уберечься за рулем двухколесного транспорта

С наступлением теплой погоды на дорогах растет количество мотоциклов, мопедов, велосипедов и популярных в последние годы электросамокатов. Именно поэтому в мае Госавтоинспекция уделяет особое внимание профилактике аварийности с этими видами транспорта. Чтобы не попасть в ДТП, нужно придерживаться определенных правил, подробности — в нашем обзоре.

Фото: УГИБДД ГУ МВД России по Московской области

Российская Госавтоинспекция в связи с открытием мотосезона уже призвала участников движения быть предельно внимательными на дорогах. Мотоциклистам нужно помнить о том, что навыки управления двухколесной техникой за полгода утеряны, поэтому нужно заново вспоминать, как держать баланс, переносить вес и входить в поворот. Перед тем как садиться за руль, лучше взять несколько «восстановительных» уроков в мотошколе. Это точно не будет лишним и крайне рекомендуется тем, кто в прошлом году только получил мотоциклетные права.

Первые поездки нужно совершать с особой осторожностью и на улицах с низкой интенсивностью движения. Важно помнить, что асфальт местами пока еще холодный, иногда с остатками реагентов и песка, часто идет дождь (а иногда и снег), сцепление с покрышками далеко от идеала, тем более что мотоциклетная резина начинает работать при температуре +5° и выше. Дорожное покрытие может быть разрушено после зимы — ямы и выбоины видны не сразу, перед ними еще нужно успеть затормозить.

Автомобилисты с осени тоже отвыкли от присутствия байкеров на дорогах и пока не замечают их при перестроении или обгонах. В связи с этим не стоит излишне задерживаться в слепой зоне. Двигаясь позади автомобиля, лучше держаться не по центру, а чуть в стороне, чтобы водитель машины видел свет фар в зеркале заднего вида.

Необходимо пройти сезонное комплексное ТО мотоцикла, включающее проверку тормозов, давления в шинах, протектора и тросов сцепления. Важно убедиться в комплектности защитной экипировки и целостности шлема, на случай дождей при выезде за город нужно иметь с собой дождевик. Также нужно проверить действие полиса ОСАГО и помнить, что любителям «погонять» уйти от наказания не получится — современные комплексы фотовидеофиксации «стреляют» в задний номер.

В крупных городах уже открылись традиционные пункты проката электросамокатов (кикшеринга), многие граждане покупают их в личное пользование в качестве альтернативы личным машинам. Общие правила для кикшеринга универсальны — управлять самокатом нужно двумя руками, нельзя ездить вдвоем и кататься в состоянии опьянения. Пользователи легких электросамокатов мощностью до 250 Вт считаются пешеходами, они могут перемещаться по тротуарам, но желательно все-таки выбирать велодорожки. Если дорожки нет, то в потоке людей нужно двигаться предельно аккуратно и с небольшой скоростью. Пользователи электросамокатов мощностью от 250 Вт до 4 кВт приравниваются к водителям транспортных средств: для этого нужны права категории М, обязателен мотошлем. Электросамокаты мощнее 4 кВт считаются мотоциклами, нужны права категории А и мотошлем. В последнем случае рекомендуется экипировка, поскольку такие самокаты способны разгоняться до 80–100 км/ч. За нарушение ПДД пользователи мощных электросамокатов несут такую же ответственность, как и автомобилисты,— сотрудники Госавтоинспекции пристально следят за этим.

Фото: УГИБДД ГУ МВД России по Московской области

Велосипедисты также в зоне особого внимания. Как и мотоциклисты, они с осени успели забыть навыки езды и выезжают на улицы, не проверив состояние тормозов, шин, систем переключения передач и рулевого управления. На некоторых улицах (а особенно в лесу) все еще сохраняется грязь, ухудшающая сцепление шин с дорогой. Еще один фактор риска — появление большого количества детей на обычных самокатах и небольших велосипедах. Они, как правило, гуляют вместе с родителями, но иногда ребенок может выпасть из-под присмотра взрослых. Въезжая в жилую зону, водитель должен помнить, что в любой момент на проезжей части может оказаться ребенок на двухколесном транспорте. В таких местах нужно быть предельно внимательным, не отвлекаться на телефон во время вождения и ехать медленно, в пределах разрешенного скоростного лимита. Родителям, в свою очередь, следует объяснять детям основные принципы безопасного катания на велосипеде или самокате, включая запрет на катание на проезжей части и необходимость спешиться при пересечении пешеходных переходов.

Фото: УГИБДД ГУ МВД России по Московской области

В разъяснении правил активно участвуют сотрудники Госавтоинспекции. К примеру, автоинспекторы Ставрополья в апреле проводили серию практических занятий для детей дошкольного возраста, в ходе которых рассказывалось об основных правилах движения и мерах предосторожности. Сотрудники Госавтоинспекции участвовали и в открытии мотосезонов, в частности, в Краснодарском крае, Москве и Московской области. В Подмосковье уже начал работу мотобатальон, специализирующийся на контроле двухколесной техники. Областные автоинспекторы регулярно напоминают мотоциклистам о строгом соблюдении ПДД, запрете садиться за руль в нетрезвом виде, необходимости использования защитной экипировки. В Москве инспекторы дорожно-патрульной службы, в свою очередь, напоминают автомобилистам о появлении байкеров на дорогах и раздают памятки с основными правилами безопасности. В связи с появлением на улицах большого количества двухколесного транспорта более внимательными при пересечении проезжей части должны быть и пешеходы, отметили в российской Госавтоинспекции.

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».

Вся лента