Мосбиржа приценивается к валюте

Какие альтернативы доллару и евро нашла площадка

Московская биржа может запустить торги арабскими дирхамами, а также другими иностранными валютами, например, армянским драмом и узбекским сумом, пишет РБК. Расширить перечень планируют из-за западных санкций, снижения объемов торгов долларом и мер валютного контроля в России. Однако пока идея находится на стадии обсуждения.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Мосбиржа позволяет обменять рубль на 10 зарубежных валют. Это доллар, евро, турецкая лира, гонконгский доллар, белорусский рубль, казахский тенге, швейцарский франк, британский фунт, японская иена и китайский юань. Независимый аналитик по финансовым рынкам Алексей Бушуев считает, что в условиях санкций власти пытаются перестроить экономику на альтернативные валюты:

«Практически полная замкнутость для международных операций России на доллар и евро раньше была очевидной и не требовала новых валют. В новом дефрагментированном мире нам надо перестраивать торговые отношения, причем если раньше это были, прежде всего, финансовые операции, то сейчас именно торговые. Основными игроками могут стать большие банки, центральные банки. К тому же иностранные деньги на Московской бирже — мощная демонстрация поддержки отношений с Россией.

Спрос на торговлю вышеперечисленными валютами однозначно есть. Нельзя сказать, что он большой. Плюс по тому же дирхаму могут совершаться транзитные операции, когда цена определяется в долларах, а расчеты ведутся в дирхамах, то есть в валюте нейтральной стороны, которая более или менее надежна. Это тоже очень востребованный инструмент. Хотелось бы, чтобы он был раньше.

Думаю, в первое время игроки на бирже особенного эффекта от этого не заметят — произойдет это, когда стакан наполнится котировками.

Если какие-то большие сделки пойдут, может быть, даже в ближайшие месяц-два. У нас же были ситуации, когда открывали мягкую валюту, а стакан был пустым год, потому что никто им не занимался. С умеренным пессимизмом можно сказать, что полгода он может простоять пустым совершенно легко. Очень важна именно декларация и механизм ценообразования, что мы выходим, например, на переговоры с некой страной и говорим: смотрите, на бирже мы можем обеспечить ценообразование по таким и таким валютам, через что будем договариваться?»

После того, как иностранные компании начали уходить с российского рынка, власти ввели параллельный импорт, то есть разрешили завозить определенные товары без согласия правообладателей. Однако поставки идут через третьи страны, напоминает советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Инвестиции» Сергей Хестанов: «Для этого необходима достаточная ликвидность по паре рубль плюс валюта страны, которую предполагается использовать для параллельного импорта. Если китайский юань на бирже высоколиквиден, то остальные валюты не слишком.

По мере роста спроса на операции с этими деньгами, скорее всего, ликвидность повысится. Сработает ли этот сценарий, будет зависеть от санкционной политики. Пока государства, через которые идут поставки, какому-то жесткому давлению с помощью вторичных мер не подвергаются. С другой стороны, можно предположить, что если большие объемы параллельного импорта пойдут через какие-то конкретные страны, то они могут столкнуться с вторичными санкциями. Но пока идея поднять ликвидность в каких-то экзотических валютах выглядит вполне рационально.

Это позволит гораздо оперативнее нарастить поставки по тем позициям, которые прямо или косвенно попали под ограничения, и доставлять товары обычным образом.

Что касается востребованности валют с точки зрения инвестиций, это зависит от того, каким будет товарооборот, поскольку первичным является именно он. Если он растет, то они становятся интересными просто потому, что на них повышается спрос, ликвидность, сужается спред. Кроме того, у многих стран инфляция ниже, чем у рубля. Соответственно, любая такая валюта привлекает в том числе и для банального сбережения. В 90-е годы было время, когда почти любой экономический субъект, получив деньги, в первую очередь бежал в обменник. Помню, был период, когда инфляция доходила до 30% в месяц».

Среднесуточный объем торгов в паре доллар-рубль, как отмечает РБК, в апреле составил 81,5 млрд руб. Это в три раза меньше, чем год назад. Причиной снижения издание называет запрет на операции с российскими бумагами для нерезидентов.

Елизавета Скобцова, Александр Рассохин

Вся лента