Орлу не сидится без крыльев

После реконструкции местный аэропорт сможет принимать внутренние рейсы

Орловские власти подготовили очередной проект возобновления работы закрытого более десяти лет назад аэропорта Южный. Они рассчитывают получить 1 млрд руб. федерального финансирования, чтобы реконструировать взлетную полосу и построить небольшой пассажирский терминал. Тогда из Орла будет возможно выполнять рейсы на самолетах типа Sukhoi Superjet на черноморское побережье. Эксперты относятся к проекту скептически, указывая на «неопределенные перспективы» гражданской авиации.

Через несколько лет реконструкции на взлетной полосе орловского аэропорта могут появиться «Суперджеты»

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

На днях правительство РФ опубликовало для общественной экспертизы проект постановления о распределении регионам федеральных субсидий по госпрограмме «Развитие транспортной системы». Документ меняет финансирование авиационной инфраструктуры: около 1 млрд руб., которые планировалось выделить аэропорту Новосибирска Толмачево, теперь предполагается направить на реконструкцию давно не работающего аэропорта Южный в Орле. Субсидии на проект в бюджет Орловской области должны быть перечислены в 2022 (400 млн руб.) и 2023 (600 млн руб.) годах.

В правительстве Орловской области подтвердили «Ъ-Черноземье», что рассчитывают на федеральные средства реализовать проект по возобновлению работы аэропорта. «Есть возможность восстановить покрытие полосы, улучшить наземную инфраструктуру до требований, предъявляемых к посадочным площадкам. Это позволит организовать прием самолетов, рассчитанных на 50-70 пассажиров, таких как ATR 72, Bombardier CRJ-200, Sukhoi Superjet 75, вертолетов Ми-8,— рассказал «Ъ-Черноземье» курирующий развитие инфраструктуры зампред облправительства Владимир Ивановский.— После реконструкции из Орла возможны полеты в Москву, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Крым».

Проект реконструкции, как сообщили в облправительстве, включает капитальный ремонт части покрытий взлетно-посадочной полосы, ремонт ограждения по периметру аэропорта, строительство небольшого пассажирского терминала на 70 человек, аварийно-спасательной станции и склада топлива.

Ожидаемых сроков начала и окончания реконструкции аэропорта власти не называют. По словам господина Ивановского, пока было подготовлено техническое задание для разработки проектно-сметной документации и проведена высотная съемка площадки.

Регулярные рейсы из аэропорта Орла в Москву прекратились в 2000 году, в 1990-х он был базовым для ныне разорившейся авиакомпании «Трансаэро». В 2010-м объект был исключен из госреестра гражданских аэродромов РФ. С этого времени региональные власти уже несколько раз предпринимали попытки восстановить его или найти другое использование для площадки. В 2015-2016 годах команда тогдашнего губернатора Вадима Потомского пыталась отдать проект реконструкции аэропорта в концессию, но желающих не нашлось.

В феврале 2018-го нынешний глава региона Андрей Клычков заявил, что законсервированный аэропорт бессмысленно развивать для гражданской авиации, а более перспективно создать на его основе грузовой хаб. Полгода спустя господин Клычков уже анонсировал переоборудование аэропорта под гоночную трассу для дрэг-рейсинга.

Руководитель одного из аэропортов Черноземья удивился возможности выделения федерального финансирования именно Орлу: «Очень странно, что субсидию на развитие инфраструктуры может получить давно закрытый и частично потерявший актуальность объект, тогда как соседним регионам эти средства намного нужнее — на развитие уже действующих предприятий».

При этом источник «Ъ-Черноземье» отмечает, что сумма в 1 млрд руб. выглядит «небольшой для запуска законсервированного аэропорта».

«С другой стороны, крупного терминала там строить не нужно, подойдет и формат быстровозводимого здания. А для оценки необходимых вложений в ремонт полосы требуется глубокая экспертиза. Возможно, она не так уж и пострадала за последнее десятилетие и частично сохранила годность. Незадолго до прекращения рейсов, когда Егор Строев был главой Совфеда, он смог добиться проведения поддерживающего ремонта полосы»,— напомнил собеседник «Ъ-Черноземье».

Генеральный директор компании «Классические инвестиции» Юрий Федяев считает, что для самого региона проект будет актуальным, хотя на окупаемость вложений рассчитывать не стоит. «Аэропорт Орла вряд ли будет перетягивать пассажиропоток у других регионов Черноземья, но для самой области он является востребованным. Это повысит транспортную доступность региона, его привлекательность для инвесторов и бизнеса. Да, сейчас очень сложное время для гражданской авиации. Уровень неопределенности относительно дальнейшей судьбы региональных перевозок высок. Тем не менее сложно представить, что внутренние рейсы исчезнут навсегда»,— заключил аналитик.

Сергей Калашников

Вся лента