Повезло в другие стороны

Нижегородские транспортные компании обозначили меры господдержки

Экономические санкции в отношении России после начала военной спецоперации перекроили рынки логистики и перевозки грузов: только в Нижегородской области объем импорта в марте сократился вдвое. В условиях турбулентности перевозок и простоя автопарков транспортные компании перестраивают привычные маршруты, но ограничены в кредитных средствах и валютных операциях. В качестве поддержки они решили попросить правительство РФ снизить НДС, ввести мораторий на оплату по системе «Платон», субсидировать займы и помочь с зарубежными расчетами. Выходом из положения в отрасли видят в компенсации затрат на перевозку, развитие портов и отправку грузов ускоренными контейнерными поездами.

В транспортных компаниях подготовили свои предложения по поддержке в условиях санкций

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Антироссийские санкции, введенные с началом спецоперации на Украине, повлекли сокращение грузоперевозок в Нижегородской области. Только в марте импорт товаров в Нижегородскую область упал почти вдвое к марту 2021 года, рассказал первый заместитель начальника нижегородской таможни Игорь Орлов на отраслевой конференции в Торгово-промышленной палате региона. Он не назвал точную цифру, однако из таможенной статистики следует, что в марте прошлого года объем импорта составил $281,6 млн.

При этом изменилась и структура доставки грузов: на 10% сократились автомобильные перевозки, железнодорожные пропорционально подросли (ранее 90% грузов возили фуры). По словам главного инженера Горьковского центра транспортного обслуживания РЖД Андрея Русских, в марте импорт сократился на 13%, до 4 тыс. тонн в сутки, а в апреле снизился еще на 24%. Продолжает падать экспорт, в апреле объемы отгрузки упали на 20%, до 16 тыс. тонн в сутки.

Прежде всего в РЖД отметили снижение объемов погрузки в адрес северных портов, переключение части объемов на Белоруссию в обход ограничений, а также рост перевозок в черноморские порты и пограничные переходы с Казахстаном.

Директор по стратегии и развитию АО «Волжское пароходство» Елена Крившич говорит, что санкции ограничили вход судов в европейские порты и страховые компании отказываются страховать грузы и флот. «Под санкции попали многие ключевые клиенты, начались сложности в расчетах с контрагентами, поставками запчастей. Помимо этого есть и прямой ущерб: в Азовском море наше судно обстреляли», — посетовала госпожа Крившич.

Вместе с тем ограничения подстегнули внутреннее судоходство: компании переориентируют перевозки грузов из Балтики по рекам с выходом в Азовское и Черное моря. Сейчас есть возможность возить грузы в Европу через Норвегию, которая пока не присоединилась к санкциям, Грузию и Турцию, которую с Россией могут связать несколько грузовых паромов, добавил председатель комитета по транспорту и экспедированию при ТПП Евгений Окунев.

Автомобильные перевозчики вынуждены отправить часть своего парка в простой, на рынке образовался профицит грузовиков, которые можно перебросить на альтернативные направления. Президент группы компаний «Итеко» Евгений Бабаев считает, что в санкционных условиях государство должно поддержать грузоперевозчиков.

Нижегородские власти уже решили снизить транспортный налог для них на 25%, однако представители отрасли просят вовсе отменить его для грузовиков мощностью до 250 л. с.

Также они хотят получить компенсацию части затрат на перевозку грузов для региональных производителей товаров и отмены штрафов, выписанных некорректно работающими пунктами весогабаритного контроля. На федеральном уровне транспортные компании предлагают снизить НДС до 10% при оказании экспедиционных услуг, сократить до 15% страховые взносы предприятиям с выручкой от транспортных услуг более 90% и объявить временный мораторий на сбор платы по системе «Платон».

В проекте обращения в правительство РФ транспортники попросили отменить утильсбор и пошлину на ввоз новых седельных тягачей из «дружественных» стран или организовать их сборку на свободных мощностях нижегородских предприятий, в частности группы ГАЗ.

Среди предложенных мер поддержки — субсидированные кредиты на пополнение оборотных средств с госгарантией по ставке не выше 11% и повышенный до 20% лимит субсидирования лизинга отечественных грузовиков.

Наконец, перевозчики просят власти помочь рассчитаться с зарубежными партнерами, у которых перед ними образовалась солидная дебиторская задолженность, и отменить оформление ночных пропусков для фур в Москву. Кроме того, они жалуются на банки, которые отказывают им в валютных кредитах, ссылаясь на формальные поводы.

Выходом из положения в долгосрочной перспективе в отрасли видят в развитии портовой и в создании общей логистической грузовой транспортной инфраструктуры в Нижегородской области. Также перевозчики предложили совместно с производителями организовать консолидированную отправку грузов в составе ускоренных поездов. Эти инициативы в правительстве Нижегородской области рассмотрят в пятницу, вероятно часть предложенных мер может быть передана на федеральный уровень.

Роман Рыскаль

Вся лента