Обновлено 18:55

Покупателями не намоллено

В торговых центрах Сибири снижается посещаемость

Активность посетителей в торговых центрах Сибири снижается. На это влияют как уход иностранных брендов, так и падение доходов населения, считают аналитики. По их оценкам, совершив в марте отложенные ранее покупки, покупатели перешли к сберегательной модели, сократив свои траты. Торговые центры готовятся к затяжному периоду снижения покупательской активности и отмечают, что многие участники рынка потратили свои резервы еще во время коронавирусных ограничений.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

В торговых центрах Сибири наблюдается постепенное сокращение посещаемости. Mall Index (отражает изменение количества посетителей на единицу площади торговых центров) по итогам первого квартала 2022 года оказался на 11% ниже аналогичного периода 2021 года, рассказали „Ъ-Сибирь“ в компании Focus Technologies. «При этом за период с 24 февраля по конец марта Mall Index уже был на 16% ниже показателей аналогичного периода 2021 года»,— отмечают аналитики.

На это снижение не повлиял и всплеск активности покупателей в первой половине марта, который, как считают в Focus Technologies, был связан с заявлениями ряда иностранных брендов об уходе с российского рынка или о приостановке работы, а также с опасениями населения относительно роста цен. Этот подъем активности покупателей несколько смягчил снижение уровня Mall Index по итогам марта, полагают аналитики. О всплеске спроса в марте говорит и директор ТЦ «Зеленый» (Красноярск) Алена Игнатенко. «Торговые центры в регионе дольше, чем в Москве, находились под коронавирусными ограничениями. У нас только в марте отменили обязательное ношение масок, соблюдение социальной дистанции и наличие QR-кода для посещения ТРЦ. Люди пошли делать покупки, в том числе про запас»,— говорит она. Коммерческий директор Malltech (управляет ТРЦ «Аура» в Новосибирске, двумя ТРЦ «Планета» в Новокузнецке и в Красноярске) Мария Дриц рассказала, что в марте рост посещаемости относительно показателей февраля составил 20%. «Мы связываем это, во-первых, с ажиотажным спросом на некоторые группы товаров и, во-вторых, с сезонным фактором. Спрос традиционно повышается в преддверии 8 Марта»,— сообщила она.

В апреле снижение активности покупателей продолжилось, говорят в Focus Technologies. На 14-й неделе (с 4 по 10 апреля) показатель Mall Index в сибирских ТЦ оказался на 19% ниже уровня показателя за аналогичную неделю 2021 года. Снижается как средне­дневная аудитория ТЦ (в среднем за последние несколько недель на 5–10% ниже, чем в 2001 году), так и показатели средней длительности визита в ТЦ и количества посещенных за это время магазинов (–10–15%), отмечают аналитики. При этом посещаемость продуктовых магазинов в ТЦ оказалась сопоставима с прошлогодними показателями, тогда как в категории «электроника и бытовая техника» количество посетителей сократилось на 15–20%, в категории fashion retail совокупная посещаемость оказалась ниже на 25–30% и более.

«Ажиотажный спрос, возникший в конце февраля и в марте, сейчас прошел. Люди закупались техникой, одеждой — всем, что можно было купить до повышения курса. Активно приобретались продукты длительного хранения, бытовая химия. Население потратило средства, в том числе отложенные»,— говорит коммерческий директор ТРК «Ройял парк» (Новосибирск) Татьяна Богданова. В Focus Technologies считают, что сейчас потребители перешли к сберегательной модели поведения, снижая траты и сокращая количество визитов в ТЦ и магазины.

По оценкам аналитиков, с наибольшими вызовами столкнулись крупные торговые центры, которых коснулась ситуация с закрытием магазинов иностранных брендов. Mall Index таких объектов снизился в среднем на 20–25% в сравнении с прошлогодними показателями. В районных ТЦ, где «якоря» — в основном продуктовые магазины, Mall Index снизился в среднем на 4–5%. «В „Ройял парке“ только два арендатора, представляющих зарубежные бренды, приостановили работу, в „Голден парке“ — один. На трафике это не отразилось»,— говорит госпожа Богданова.

На ситуацию в торговых центрах будет оказывать влияние комплекс факторов — как макроэкономических, так и связанных с длительностью приостановки работы некоторых арендаторов, считают в Malltech. Участники рынка готовятся к кризисному году и затяжному периоду снижения покупательской способности, так как традиционное сезонное снижение количества посещений в торговых центрах сейчас накладывается на сокращение доходов населения на фоне роста цен, говорит Алена Игнатенко. «Торговые центры в 2020 и 2021 годах не были включены в перечень отраслей, пострадавших в период пандемии коронавируса. Многие истощили свои резервы за этот период, так как за свой счет поддерживали работоспособность арендаторов, предоставляя им скидки и рассрочки. Сейчас торговые центры включены в этот перечень. Однако мы мер поддержки пока не ощутили»,— говорит она.

В первую очередь от государства нужна финансовая поддержка: гранты, льготные кредиты, пересмотр налоговых расчетов, считает президент Российского совета торговых центров Дмитрий Москаленко. «Для развития логистики также важна упрощенная процедура оформления таможенных документов. Для повышения узнаваемости брендов нужна помощь в организации выставок готовой продукции, льготная реклама»,— говорит он.

Эффективными мерами могли бы стать смягчение налогового бремени для участников рынка и выдача кредитов под адекватные ставки, считает госпожа Богданова. «Есть расходные статьи, которые торговые центры закладывают при формировании бюджета на год, сейчас они их сокращают, но совсем отказаться от запланированных трат невозможно. Нужны оборотные средства, которых не хватает, учитывая в том числе проблемы с платежами арендаторов, рост цен на материалы для текущего ремонта и т.д. Помощь государства, безусловно, нужна, как она была нужна и в пандемию»,— считает она.

Оксана Павлова

Вся лента