Нефтедоллары против газорублей

Как американская валюта захватила мир и как с этим пытались бороться?

С 1 апреля Россия продает газ в Европу за рубли. Сторонники идеи уверены, что это ослабит влияние доллара США, в котором номинируется большая часть энергетических контрактов в мире. Каким образом американские деньги стали главной мировой валютой? Кто и как пытался бороться с гегемонией доллара? И что из этого вышло? В спецпроекте “Ъ FM” — «Нефтедоллары против газорублей».

Доллар побеждает во Второй мировой

Фото: Анатолий Гаранин / Фотоархив журнала «Огонёк»

Правда ли, что СССР не возражал против возвышения американской валюты? И почему Сталин отказался от миллиардов на восстановление экономики?

Год — 1944-й. Месяц — июль. Место — гостиница «Маунт Вашингтон» в курортном городе Бреттон-Вудс, штат Нью-Гэмпшир. Мероприятие: Валютно-финансовая конференция Объединенных Наций. За непонятным названием — одно из ключевых событий экономической жизни ХХ века. Создаются Международный валютный фонд и Всемирный банк. Но главное — мировой резервной валютой провозглашается доллар. В наши дни в этом часто видят едва ли не глобальный заговор. Однако для участников конференции — представителей 44 стран антигитлеровской коалиции — все казалось весьма логичным. Война заканчивалась, надо было вновь налаживать торговлю.

Но как понять, сколько товар, произведенный в одной стране, стоит в валюте другой? Требовалось общее мерило. Золотые и серебряные стандарты остались в прошлом — слишком негибкие. Привязка к британскому фунту уже неактуальна: империя распадается, а сама Англия истощена противостоянием с Германией. Другое дело — Америка: она тоже потратилась на войну, в стране большой внутренний долг, но, по крайней мере, промышленность не пострадала, а, наоборот, работает на всех парах. К тому же США собрали большой золотой запас — 70% от мирового.

Да и торговля между странами де-факто идет по большей части в долларах. Этот порядок и закрепляют. Устанавливается фиксированный курс обмена американской валюты на золото: 35 за унцию. А вот курсы остальные валют с небольшим исключением для фунта колеблются уже вокруг доллара. Кстати, это соглашение подписывает и представитель СССР, замнаркома внешней торговли Степанов. Москве, кстати, пообещают огромный кредит на восстановление экономики. Но Сталин откажется и от него, и вообще от ратификации Бреттон-Вудской системы.


Рождение нефтедоллара

Фото: Jensen / AP

Как Америка провернула величайшую сделку века, убедив арабских шейхов продавать нефть на своих условиях?

Понятие нефтедоллар — по-английски petrodollar — имеет вполне конкретную дату рождения — это первая половина 1970-х. Та самая эпоха, когда Запад переживал мощнейший нефтяной кризис. Набравшие сил страны Персидского залива из-за войны с Израилем, которого поддерживала Америка, ограничили поставки топлива. Америка стояла в очередях на заправку, пересев из лимузинов в японские малолитражки. Мало того США отказались о привязки доллара к золоту. Тем самым еще больше ослабив валюту.

В итоге цена барреля не просто взлетела, а взметнулась. В пересчете на нынешние деньги до невиданных $200 за бочку. И тем не менее именно тогда случился триумф доллара, окончательно закрепивший его статус короля мировых денег. В 1973 году Саудовская Аравия заключила полусекретное соглашение с Америкой. Всю нефть саудиты обязались продавать только в валюте США. Более того, то же самое они убедили сделать и остальные страны ОПЕК. Мало того сверхприбыль от продажи нефти арабы, согласно договору, размещали в гособлигациях все тех же США.

Но зачем? Короткий ответ — безопасность. Американцы фактически брали страны ОПЕК под свое покровительство, гарантировали поставки новейшего оружия и помощь в создании армии, обещали не лезть во внутренние дела и защищать от вторжений, как и случилось при нападении Ирака на Кувейт, брались выступать посредником в отношениях с Израилем. Для молодых режимов Персидского залива это была долгожданная стабильность. Для Америки — гарантированные поставки нефти и новый статус доллара. Как говорится, win-win.


Де Голль против доллара

Фото: Pierre Godot / AP

Как французский президент обменял корабль американских денег на золото? И почему обесценившись, доллар стал еще сильнее?

Среди борцов с мировой гегемонией доллара, одно из самых видных мест — у французского президента де Голля. Ведь это он, согласно легенде, отправил в США корабль, набитый долларами, потребовав обменять их на золото. Что удивительно: легенда правдива, только кораблей с деньгами было куда больше одного. Все случилось в середине 1960-х. Бреттон-Вудская система, построенная на привязке доллара к золоту, а всех остальных валют капстран к доллару, если не трещала, то потрескивала. Америке было все сложнее поддерживать жесткий курс собственных денег.

Для этого надо было либо постоянно увеличивать золотой запас, либо усмирять инфляцию, а это значило ставить под вопрос и рост экономики. А вот окрепшей Европе не нравилась зависимость от нестабильного доллара. Получалось: мы производим товары, а они резаную бумагу? Министр финансов, будущий президент Франции Жискар д'Эстен назвал это непомерной привилегией Америки. Идея Парижа заключалась в том, чтобы вернуться к системе, когда курс любой валюты зависит от золотого запаса конкретной страны. Вот за этим д'Эстен и его начальник де Голль и послали корабли в Америку: обменять долларовые запасы Франции на золото.

Не сразу, но своего они добились. Под шумок то же сделала Испания. В Америке поняли: так они лишатся всего золотого запаса, тем более его уже было меньше, чем напечатанных долларов. В 1971-м страна отменила привязку валюты к драгметаллу. В следующие десятилетия доллар обесценился раз в 20. Но все же остался мировой резервной валютой. Более того, теперь его можно было печатать почти без ограничений, обеспечивая почти непрерывный, даже если и сомнительный, рост американской экономики.


Красная угроза

Фото: Гаврилов Игорь / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Как советский блок пытался создать собственную резервную валюту — переводный рубль? И что у него общего с биткойном?

Простым гражданам владеть долларами в СССР запретили еще в 1930-х годах. А вот стране для международной торговли с капиталистами валюта была нужна: во времена Сталина на нее покупали заводы и оборудование, в эпоху Брежнева — хлеб и ширпотреб. В 1980-х обмельчание потока нефтедолларов стало одной из причин гибели СССР. При этом коммунисты ближе других подошли к альтернативной денежной системе.

Правда, только для своих: с середины 1960-х расчеты внутри социалистического блока проходили в так называемых переводных рублях. Эта валюта существовала лишь в виртуальном виде, по сути, представляя из себя знакомое словечко из 90-х — условную единицу. Как все работало, проще всего понять на конкретном примере. В 1973 году Венгрия захотела построить в Москве новое здание торгпредства. Советская сторона выставила счет — 520 тыс. переводных рублей. На них СССР мог купить товары, скажем, уже у самой Венгрии либо у прочих участников соцблока.

Но откуда Венгрия взяла бы переводный рубль? От экспорта в тот же СССР или другие соцстраны? Никаких реальных денег при этом никто не получал, все оставалось в виде записей на счетах специального банка. Противоречивая система, но с учетом интенсивной торговли внутри Восточного блока и жесткого госрегулирования более-менее работало ровно до того момента, пока мир социализма не дал трещину, а потом и рухнул.


У евро не получилось, может, выйдет у юаня?

Фото: Сергей Коньков, Коммерсантъ

Почему даже обесценившись, доллар остается главной резервной валютой? И как повлияет на его судьбу конфликт России и Украины?

Без всякого сомнения, появление евро — одно из главных экономических событий начала ХХ века. Однако даже 20 с лишним лет спустя единая европейская валюта не смогла по-настоящему подвинуть доллар с трона короля мировых денег. 60% против 20% — такое соотношение доллара и евро в глобальных финансовых резервах. 40% международных переводов в крупнейшей системе SWIFT — тоже в долларах, и эта доля не падает, а растет.

Почему? Значительная часть экономистов считает, что европейскую валюту губит разобщенность. Каждая страна ЕС выпускает свои долговые бумаги, в том время как США единые облигации госзайма. Именно они, а не бумажные доллары — главный инструмент консервативных инвестиций. Конечно, Америка набрала уже очень много долгов, а доходность облигаций не покрывает инфляцию, но так ведь и страны Европы тоже в долгах, а доход по их бумагам чуть ли не отрицательный. Тогда почему, скажем, не юань, ведь у Китая — вторая экономика в мире?

Для инвесторов он по-прежнему слишком большая экзотика, к тому же правительство в Пекине слишком плотно контролирует курс своей валюты. И, конечно, виртуальный и полулегальный биткойн — тоже не вариант на замену доллару. Тем не менее в марте 2022 один из обозревателей Bloomberg написал: решение Америки заморозить российские валютные активы пугает инвесторов. Некоторые будут искать альтернативу. Какую? Почти наверняка не рубль.

Вся лента