Разработчики множат соцсети

Какие перспективы у созданных платформ

Клоны заблокированных в России социальных сетей ворвались в топ самых скачиваемых приложений. За последние дни состоялись релизы нескольких новых сервисов. Некоторые из них по функционалу и интерфейсу почти полностью повторяют платформы компании Марка Цукерберга. У части в названии есть слово «грам». Какие шансы у таких соцсетей? И собираются ли туда переходить блогеры? Выяснял Владислав Викторов.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Как только популярные зарубежные соцсети оказались недоступны для российских пользователей и блогеров, и те, и другие принялись искать альтернативы. Поначалу выбор был простой — «ВКонтакте» или «Одноклассники», но за последние недели вариантов стало значительно больше. Почти все они подозрительно похожи на сервисы, признанные в России экстремистскими. Громкой новинкой должен был стать «Россграм», но намеченный на 28 марта релиз платформы так и не состоялся.

Зато появилась отечественная соцсеть для обмена фотографиями Now и еще один продукт — «Грустнограм», где все снимки становятся черно-белыми. Москвичка Нарине протестировала новые сервисы, но восторга не испытала: «Начали появляться разные российские аналоги. Я решила попробовать соцсеть Now. Она очень похожа на Instagram (принадлежит запрещенной в России Meta) по интерфейсу, даже фоточки, лайки, комментарии, но при этом нет никаких фильтров и масок. Пользователей сейчас очень мало, площадка работает в режиме тестирования. Еще попробовала «Грустнограм». Он, конечно, потрясающий: черно-белые фотки, никаких лайков — только печаль и безнадега».

Блогеры не спешат перебираться на новые платформы. Они все еще предпочитают проверенные сервисы — не только соцсети, но и, к примеру, мессенджер Telegram. Этого хватает, чтобы не терять связь с подписчиками, поясняет продюсер врача-диетолога Альбины Комиссаровой Наира Мирзаева. В аккаунте блогера в Instagram число подписчиков превышает 1 млн.

«Во-первых, это дополнительная нагрузка: все равно нужен отдельный тип публикаций, пользователям просто неинтересно смотреть один и тот же контент во всех соцсетях.

Во-вторых, на наш взгляд, пока на этих платформах не так много активной аудитории, чтобы тратить на них свое время и развивать. Может быть, позднее мы рассмотрим такую возможность, но пока работаем с тем, что выбрали»,— рассказала Наира Мирзаева.

Обозреватель “Ъ FM” Михаил Гуревич более категоричен. По его мнению, действительно качественных альтернатив заблокированным сервисам просто нет. И вряд ли они появятся в ближайшее время, полагает он: «Скорее всего, мы увидим рынок предложений, что называется, для государства. Не столько для потребителя, сколько для государства, поскольку сейчас в рамках парадигмы, в которой мы живем, нужно создавать импортозаместительные IT-продукты.

Альтернативы у этого качественной нет. Возможно ли ее создать с нуля, особенно сейчас, — вопрос спорный. Первая проблема — массовый отъезд программистов за рубеж. С другой стороны, это все-таки длительный процесс, не одномоментный. От того, что мы позволим людям загружать картинки, там не появится всего того инструментария и всей той аудитории».

Также у новых российских соцсетей может возникнуть проблема с монетизацией. Именно по этой причине с 1 апреля закрылся сервис коротких видео Coub, который существовал 10 лет. Денег на его развитие у разработчиков не нашлось. Хотя руководитель «Лаборатории Комьюнити» Владислав Титов считает, что здесь все зависит от концепции и заинтересованности крупных и терпеливых инвесторов:

«Выстрелят и смогут удержаться только те сервисы, которые не только будут обладать некоторой уникальностью, но и иметь за спиной инвестора, который готов к тому, что окупаемость этой площадки наступит не раньше, чем через пять-10 лет. Государство, как вариант. Если менеджер правильный, использует конкурентный подход, государство у нас тоже умеет делать замечательные проекты, те же самые "Госуслуги"».

В начале марта российские СМИ рассказывали, что в топ скачиваемых приложений попали ЯRUS и TenChat — также клоны зарубежных платформ для общения и обмена фотографиями. Правда, их популярность резко упала — сейчас их нет даже в десятке. Зато выстрелила другая разработка. В AppStore абсолютно все программы, в том числе и VPN-сервисы, по скачиваниям опередила социальная сеть Fiesta, точная копия Instagram.

Марк Протасевич

Вся лента