Вискарий попросил оправдания

Бизнесмен Михаил Иосилевич отрицает причастность к нежелательным организациям

В Нижегородском райсуде допросили коммерсанта Михаила Иосилевича, обвиненного в сотрудничестве с нежелательной в РФ «Открытой Россией», угрозах свидетелю и сокрытии израильского гражданства. Подсудимый заявил, что никак не связан с британским проектом Михаила Ходорковского, как и внесенное в список иноагентов движение «Голос», готовившее наблюдателей на выборы в кафе бизнесмена. Он настаивает, все материалы уголовного дела, кроме политологической экспертизы, говорят о его невиновности, а потерпевший его оговорил.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

В Нижнем Новгороде продолжается судебное следствие по уголовному делу бизнесмена и вискария местного пастафарианского храма Летающего макаронного монстра Михаила Иосилевича. Он обвиняется в сотрудничестве с нежелательной в РФ «Открытой Россией», сокрытии израильского гражданства и угрозах свидетелю по уголовному делу Ярославу Грачу. Следствие считает, что в 2020 году Михаил Иосилевич посягнул на основы конституционного строя, предоставив движению «Голос» (внесено в реестр иноагентов) помещение своего кафе для подготовки наблюдателей на выборы в городскую думу в 2020 году. Проведение тренингов пресекли полицейские, в региональном СУ СК возбудили уголовное дело по ст. 284.1 УК РФ, по которому после обыска покончила с собой журналистка Ирина Славина. Назначенная следствием политологическая экспертиза сделала вывод о связях «Голоса» с «Открытой Россией» через проекты «Объединенных демократов» с прочей несистемной оппозицией. После гибели Ирины Славиной неизвестные звонили с угрозами полицейскому информатору Ярославу Грачу, который обвинил в этом Михаила Иосилевича, и следствие поддержало эту версию.

В пятницу Михаила Иосилевича допросили в суде по всем пунктам обвинения. Он рассказал, что уголовное дело появилось после двух административных протоколов о сотрудничестве с «Открытой Россией». В апреле 2019 года в его кафе прошел форум «Свободные люди» с участием бывшего депутата Госдумы Дмитрия Гудкова и экс-мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана. «Я отношусь к ним с уважением и никогда не слышал, чтобы они были связаны с организацией Михаила Ходорковского, зарегистрированной в Великобритании. На форуме также не было никакой атрибутики этой организации, плакатов или баннеров», – вспоминал подсудимый. Претензий у правоохранительных органов по этому поводу не было до декабря, когда в кафе состоялась лекция «Парламентские республики и протесты лета 2019 года». Ее провели незарегистрированный кандидат в Мосгордуму Александр Соловьев и экс-фигурант «московского дела» о протестах Влад Барабанов. Когда Михаил Иосилевич вернулся из отпуска, его вызвали в прокуратуру и составили протокол по ст. 20.33 КоАП РФ. Уже в мировом суде он узнал, что его также признали правонарушителем за участие в форуме «Свободные люди». При этом предприниматель не получал судебной повестки и не знал о заседании (по поводу неуведомления спор дошел вплоть до Верховного суда и закончился не в его пользу). Поскольку после двух административных дел третье нарушение влечет возбуждение уголовного дела, Михаил Иосилевич, по его словам, стал опасаться «Открытой России» и каждый раз перестраховывался, спрашивая, кто именно арендует его помещение.

Об этом он интересовался у координатора нижегородского «Голоса» Марины Чуфариной, которой безвозмездно предоставил помещение (в суде свидетель подтвердила, что представителей «Открытой России» на тренингах не было). «Мне непонятно это обвинение: почему семинары “Голоса” приписаны движению Ходорковского? Мне неясно, как наблюдатели на выборах посягают на основы конституционного строя. Отсутствие в Нижнем Новгороде сторонников “Открытой России” является общеизвестным фактом», – рассказал обвиняемый в суде. По его мнению, из всех материалов следствия о его виновности говорит лишь сомнительная политологическая экспертиза, а уголовное дело носит политический характер, что запрещено Конституцией РФ и нормами международного права.

«Amnesty International и другие правозащитные организации уже признали меня узником совести и политическим заключенным, требование об освобождении рассматривалось в ООН»,– рассказал Михаил Иосилевич.

Михаил Иосилевич отрицает и обвинение в угрозах свидетелю Ярославу Грачу. Подсудимый рассказал, что тому звонили украинские пранкеры, которые затем сами признали этот звонок и продолжали угрожать, когда предприниматель находился в СИЗО. Экспертизу следствия о голосе Михаила Иосилевича на записи звонка опровергают два независимых фонографических заключения со стороны защиты. Он считает, что Ярослав Грач, допрошенный в закрытом режиме, его оговорил. Третье обвинение о том, что в 2014 году госорганы не были уведомлены о его втором гражданстве, обвиняемый также не признал. Он представил чек об оплате почтового отправления в ФМС и отрывной корешок. Прокуратура доказывает, что миграционная служба не получала уведомления об израильском паспорте. По всем трем статьям обвинения Михаил Иосилевич попросил его оправдать. Судебное следствие продолжится 29 марта.

Роман Рыскаль

Вся лента