Мостят и не краснеют

Подрядчика на главный инфраструктурный долгострой в Орле нашли с четвертой попытки

В Орле определили нового подрядчика затянувшейся реконструкции исторического Красного моста. По объекту из нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» провели уже в общей сложности десяток торгов, а деятельность прошлого партнера местных властей по проекту вылилась в уголовные дела. У победившего в этот раз московского ООО «Уваровская передвижная механизированная колонна №22» тоже могут возникнуть сложности с заключением контракта — сегодня ФАС рассмотрит жалобу на возможные нарушения в условиях последнего аукциона. Бюджет на реконструкцию готовили до резкого повышения цен на стройматериалы, поэтому стоимость работ в дальнейшем может разойтись со сметой, предупреждают эксперты.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Мэрия Орла подвела итоги уже четвертых торгов — трое предыдущих не состоялись — на завершение реконструкции Красного моста в центре города. Проект на начальном этапе остановил предыдущий подрядчик, попавший под несколько уголовных дел.

Тендер выиграло московское ООО «Уваровская передвижная механизированная колонна №22» (УПМК). Претендент согласился снизить начальную цену контракта на 6%, с 1,63 до 1,53 млрд руб. В мэрии Орла заявили, что «сэкономленные средства позволят решить ряд других задач», и охарактеризовали победителя как «организацию, которая на протяжении нескольких лет успешно реализует проекты по всему ЦФО». «Подрядчик с опытом, имеет необходимые разрешения на работу с объектами культурного наследия. В случае с Красным мостом это имеет особое значение»,— сказал глава управления капитального строительства Орла Дмитрий Кузнецов.

Предыдущие — третьи — торги на завершение реконструкции моста не состоялись в начале марта именно из-за этой особенности. На тот момент у УПМК как единственного участника не было в заявке информации о лицензии на деятельность по сохранению объектов культурного наследия по видам работ «реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора».

На четвертых торгах у претендента появился конкурент. Столичное ООО «Строительная компания “Мосты и тоннели”» предложило выполнить работы на 6,5% меньше начальной цены — за 1,52 млрд руб. Однако заявка этой компании была отклонена из-за отсутствия информации и документов, подтверждающих соответствие участника закупки неким «дополнительным требованиям», сказано в итоговом протоколе.

Контракт с УПМК орловские власти, по данным портала госзакупок, пока не заключили, и эта процедура может затянуться. Федеральная антимонопольная служба 15 марта начала внеплановую проверку торгов по жалобе о возможных нарушениях, которую в ведомство подала редакция местного портала InfoOrel.ru. На время проверки процедура заключения контракта приостанавливается. Авторы обращения считают, что условия закупки были определены с «рядом ошибок и нарушений законодательства», которые могут повлечь «негативные последствия в инвестпроцессе».

В жалобе, в частности, заявляется, что неверно говорить о «завершении работ», так как по предыдущему контракту они были выполнены «менее чем на 2%»: «Это повлечет уменьшение числа участников закупки — подрядчик с неохотой берется за доделку чьей-то работы, качество которой сомнительно». Также отмечается, что срок исполнения контракта «без какого-либо инженерного обоснования объявлен втрое короче», чем планировалось отвести на реконструкцию ранее, — 20 месяцев вместо 54. Говорится в обращении и о ряде других технических недочетов. ФАС планирует рассмотреть жалобу по существу уже сегодня.

По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «УПМК №22» зарегистрировано в Москве в 2014 году для производства земляных работ. Уставный капитал — 36 тыс. руб. По итогам 2020 года выручка компании составила 1,3 млрд руб., чистая прибыль — 6,4 млн руб. Гендиректором и единственным владельцем является Николай Кутлунин.

ООО «Строительная компания "Мосты и тоннели"» зарегистрировано в 2004 году, основной вид деятельности — строительство мостов и тоннелей. Уставный капитал — 10 тыс. руб. Гендиректором выступает Михаил Мальцев, ему же принадлежат 100% долей в ООО. Выручка компании в 2019 году составила 1,8 млрд руб., чистая прибыль — 15,8 млн руб. Ранее ее совладельцем с 20% был бывший топ-менеджер «Мостотреста» Борис Сакун.

Планы реконструкции Красного моста, возведенного в середине прошлого века на опорах разрушенной в войну переправы постройки XIX века (эта часть является объектом культурного наследия), орловские власти анонсировали еще в 2017 году. Шесть раундов торгов по поиску подрядчика оказались неудачными. Седьмые в ноябре 2020 года выиграло белгородское ООО «Ремспецмост». По первоначальным условиям стоимость реконструкции оценивалась в 1,41 млрд руб., завершить работы планировалось в ноябре 2022 года.

Год спустя полиция предъявила директору компании Евгению Подрезову обвинение в подлоге документов и особо крупном мошенничестве. По версии следствия, он представил подложный договор субподряда и доказательства его выполнения, чтобы получить контракт на реконструкцию Красного моста, а при капремонте соседнего моста Дружбы похитил 1,4 млн руб. Тогда же выяснилось, что подрядчик уже нарушает сроки реконструкции. В октябре 2021 года контракт с «Ремспецмостом» был расторгнут, и власти стали искать нового подрядчика.

Управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт отмечает, что перед подрядчиком завершения реконструкции встают новые риски из-за резкого роста цен на стройматериалы — условия подряда определялись еще до начала спецоперации на Украине.

«С точки зрения закона, подрядчик может обратиться к заказчику о пересмотре стоимости работ по контракту, указав, что исполнение обязательств в связи с ростом стоимости материалов, услуг субподрядчиков, аренды и обслуживания техники в установленных договором объемах невозможно,— напоминает эксперт.— В этом случает госзаказчик может либо согласиться с такой позицией и увеличить финансирование, либо расторгнуть контракт. Но если это произойдет, скажем, в 2023 году, то найти подрядчика, готового выполнить работы по ценам начала 2022-го, будет еще более проблематично».

По оценкам аналитиков ГК «Алор», с учетом «санкций, девальвации и экономических потрясений» стоимость реконструкции может вырасти «как минимум» на 30% от обсуждаемой сейчас суммы в 1,5 млрд руб.: «Уложиться в смету в сегодняшней реальности невозможно, подрядчик даже не будет ставить такой цели. Цену, по которой контракт заключен изначально, стоит рассматривать просто как отправную точку».

Сергей Калашников

Вся лента