Все дороги ведут в Китай

Чем можно заменить отделочные материалы из Европы

Стройматериалы из Азии не смогут стать полноценной заменой европейским, считают собеседники “Ъ FM”. 14 марта вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что закупать импортные товары, необходимые для возведения жилых объектов, можно в странах, которые не ввели санкции против России, например, в Китае или Индии. Могут ли возникнуть сложности? И как изменится цена на готовые квартиры? Разбирался Александр Мезенцев.

Фото: Eranga Jayawardena / AP

По словам вице-премьера Марата Хуснуллина, доля импорта в жилом строительстве не превышает 10%. В проектах эконом-сегмента она и того меньше — собеседники “Ъ FM” оценивают ее примерно в 5%. Несмотря на то, что многие материалы изготавливают в России, для их производства порой нужны импортные составляющие. И переориентировать закупки на Азию вполне реально, говорит главный редактор информационного агентства «Строительство» Александр Гусев:

«У нас пока нет некой химической продукции для производства гидроизоляции, например, и сухих строительных смесей. Мы это частично брали в Европе, частично — в Китае. Но как-то больше ориентировались на Европу, потому что это ближе к нашей европейской территории. Теперь же в крупных компаниях принято решение переориентироваться на Восток. То есть эта химия, может быть, будет чуть хуже качеством, а где-то, возможно, и такого же, как в Европе».

С премиум-сегментом все сложнее. Замещать придется в первую очередь отделочные материалы. Многим подрядчикам, например, придется искать альтернативу плитке, обоям и фасадному камню от европейских производителей. Некоторые застройщики уже договариваются о поставках песчаника из Дагестана, который заменит итальянский мрамор. Вероятно, возникнут сложности и с импортной сантехникой. А вентиляционным системам для объектов премиум-сегмента сложно найти аналоги даже в Китае, полагает управляющий партнер инвестиционной группы Sesegar Ирина Жарова-Райт:

«Иностранные компоненты составляют 50%, а то и выше, если мы говорим о вентиляционной системе, которая важна для городского строительства, а это серьезные затраты. И достойных китайских аналогов или того, за что клиент готов платить премию, мы пока не видим. Есть корейские. Например, оплетка у нас вся шла зарубежная».

Импортозамещение, по словам властей, — одна из ключевых мер поддержки строительного сектора. Не менее важная — контроль за ценами на стройматериалы. По итогам прошлого года их стоимость, по данным Росстата, выросла на 25%. Как повлияют на отрасль санкции, только предстоит оценить. По словам собеседников “Ъ FM”, повышение будет не меньше 40%. За китайские материалы российским покупателям тоже придется заплатить больше, чем в прошлом году, считает президент группы компаний RWAY Александр Крапин:

«Все, что сейчас покупается за твердую валюту, выросло в цене в два-три раза за счет просто аппетитов поставщиков. Со стороны Китая, например, поставка ряда стройматериалов будет обходиться примерно на 20-30% дороже, чем это было до 24 февраля».

С поставками стройматериалов из Азии могут возникнуть логистические проблемы. Сейчас в Россию могут привозить только небольшие партии, продолжает главный редактор информационного агентства «Строительство» Александр Гусев: «Китай с нами имеет довольно протяженную сухопутную границу. И на ней всего четыре автомобильных пункта, через которые можно провозить грузы. Скорость прохождения каждого — 350 фур в сутки. Это очень мало. Умножаем на четыре — это 1,5 тыс. машин в день для всей страны. Для того чтобы резко увеличить поставки той же химии или каких-то других товаров, нужно строить пункты для прохождения большего количества автомобилей».

Как говорят аналитики рынка, решение проблемы поставок стройматериалов из Китая или Индии может занять от двух месяцев до полугода. И это неизбежно отразится на рынке: срок возведения новых объектов может вырасти, так же как и цены. А вот спрос на квартиры без отделки, вероятно, снизится.

Елена Иванова

Вся лента