К энергоресурсам в Европе ищут подход

Как страны ЕС справляются с экономическими проблемами

В Германии дорожает топливо и электричество. Сильнее всего рост цен отразился на автомобилистах. По официальным данным, стоимость литра дизеля достигла почти €2,5, а еще две недели назад такое топливо можно было купить за €1,5. И цены продолжают расти. Однако, согласно опросу немецкой телекомпании ZDF, 55% немцев выступают за отказ от импорта российской нефти и газа из-за ситуации на Украине. Против такого шага — менее 40% респондентов.

Фото: Lisi Niesner, Reuters

Тем временем власти Германии уже обсуждают меры поддержки граждан на случай дальнейшего роста цен, рассказал собственный корреспондент “Ъ FM” в Берлине Олег Зиньковский: «Движение цен ощущается разными слоями населения по-разному. По заключенным прежде договорам газ поставляют потребителям по старым ценам.

Тем не менее люди это все, несомненно, почувствуют, но с каким-то определенным временным лагом. Ведущий берлинский поставщик энергии, газа собирается с 1 мая поднять свои тарифы на 27%. По информации немецких экспертов, в средней семье, у которой квартира подключена к газу, годовой счет вырастет на €2 тыс. Прежде всего, рост цен сейчас это на себе ощущают водители, стоимость бензина выросла на 50-70 центов и достигла €2,40.

Согласно опросам общественного мнения, люди беспокоятся. Тем не менее более половины жителей Германии говорят, что в принципе они готовы потерпеть рост цен и инфляцию ради того, чтобы все это закончилось. Другое дело, как долго это продолжится. Всегда есть какой-то определенный предел, поэтому правительство, политики уже всерьез обсуждают меры по снятию хотя бы части сверхнагрузки с населения, чтобы компенсировать людям рост цен в первую очередь на энергоносители».

Серьезные проблемы возникли и в Латвии, часть экономики которой была завязана на транзите российских грузов. Занимавшимся этим компаниям теперь грозит банкротство, рассказал журналист из Риги, автор YouTube-канала «И грянул Грэм» Вадим Радионов: «Экономически ситуация, конечно, на Латвии отражается. Топливо дорожает — литр 95-го бензина стоит уже почти €2.

Да, говорят о том, что транзиту практически приходит конец, и начинается катастрофа в отрасли.

"Латвийская железная дорога" — одно из ключевых, стратегических предприятий нашей страны. Оно тоже не понимает, как из этого кризиса выходить. Много компаний, которые занимаются транзитом, просто закроются. Что будет с портами? Смогут ли они переориентироваться? Какие будут сокращения? Здесь важно понимать, что все-таки если говорить о латвийском обществе, то многие к этой ситуации относятся с пониманием. Политические события, которые происходят, волнуют большинство населения».

14 марта цены на бензин во Франции почти достигли €2,5 за литр. Власти также опасаются повышения цен на пшеницу. Правда, пока в магазинах подорожание не ощущается, говорит корреспондент “Ъ” в Париже Алексей Тарханов: «В столице сейчас +17, поэтому проблема отопления перед французами стоит не так остро. Государство обещает, что к следующей зиме оно примет какие-то меры, которые помогут справиться с энергетическим кризисом, хотя, конечно, все понимают, что чем-то придется пожертвовать.

Яростных протестов наподобие "желтых жилетов", которые были ранее, когда крошечные повышения цен на бензин вывели на улицы тысячи людей, нет. Премьер-министр пообещал скинуть цены на бензин на 15 центов с литра. Не то, чтобы государство будет страшно ограничивать стоимость, просто эти деньги будут возвращать. В магазинах цены пока что не изменились. Другое дело, что французы умеют считать деньги, скажем, повышение на €150-300 в год для них достаточно существенное, они готовы об этом говорить».

Ассоциация малого и среднего бизнеса Германии объявила об угрозе массового банкротства предприятий в стране из-за рекордного роста цен на топливо. Для решения проблемы там предложили, в частности, снизить до минимума налог на электричество и изменить систему льгот за пользование общественным транспортом.

Сабина Адлейба, Иван Корякин, Ульяна Миненкова

Вся лента