Наивный убийца

Крис Пайн в «Наемнике» Тарика Салеха

В прокат вышел боевик «Наемник» Тарика Салеха с Крисом Пайном в главной роли солдата, осознающего, что не все приказы стоят того, чтобы их выполнять. Рассказывает Юлия Шагельман.

Сержанту Джеймсу Харперу (Крис Пайн) работа приносит одни разочарования

Фото: MEGOGO Distribution

«Убивать совсем не сложно, куда сложнее с этим жить» — эта фраза прозвучит ближе к финалу картины, но ее главному герою, сержанту Джеймсу Харперу (Крис Пайн), предстоит прочувствовать ее на своей шкуре гораздо раньше. Убивать — это то, чему Харпер учился и к чему готовился всю жизнь, начиная с показанного во флешбэках детства, когда его отец, военнослужащий и ультрапатриот, на день рождения подарил сыну, которому в тот момент было лет восемь на вид, татуировку со звездно-полосатым флагом. Воспитание себя оправдало: сын пошел по отцовским стопам, но после пяти командировок в горячие точки любимая родина решила, что травмированный и подсевший на коктейль из болеутоляющих сержант ей больше не нужен. Его без лишних церемоний увольняют из армии, а ведь Харперу надо обеспечивать жену (Гиллиан Джейкобс) и сына (Сэндер Томас) и расплачиваться по кредитам.

Конечно, специалистом с таким опытом немедленно начинают интересоваться частные военные компании (ЧВК), охранные фирмы и тому подобные конторы. Отставной сержант уже почти соглашается на предложение одной из них, когда встречает своего давнего товарища и бывшего сослуживца Майка (Бен Фостер). Тот устроился в жизни гораздо лучше: дом — полная чаша, новенькая машина и никаких долгов. Выясняется, что Майк работает на некую «правительственную организацию», занимающуюся вопросами «национальной безопасности», где платят гораздо больше, чем в любой ЧВК. Он готов составить там протекцию Джеймсу, ведь тот, помимо прочего, когда-то даже спас ему жизнь.

Харпер знакомится с руководителем таинственной организации, которого все называют просто Расти (Кифер Сазерленд), и, хотя от этого мужичка с бегающими глазками и его мотивационных речей за версту разит чем-то подозрительным, бдительность сержанту отказывает — возможно, тому виной немедленно выписанный ему чек на $50 тыс. Это аванс за операцию, которую Джеймс и Майк вместе с небольшим отрядом должны провернуть в Берлине: ликвидировать ученого сирийского происхождения Салима Мухаммеда Мусу (Фарес Фарес), который, если верить Расти, связан с исламскими террористами и занимается разработкой биологического оружия. Не задавая лишних вопросов, воспрянувший духом сержант садится в самолет и отправляется на задание.

Разумеется, в Берлине все пойдет совсем не так, как ожидалось. Мало того что «деликатная» операция оказывается весьма шумной и кровавой и привлекает внимание полиции, так еще и доктор Салим — вот уж сюрприз! — никакого биологического оружия, как выясняется, не делает, а Харпер, понявший, что его обманули, становится мишенью для своих. При этом, в отличие от многих подобных ему киногероев, он не слишком мучается угрызениями совести, а просто прилагает максимум усилий, чтобы выбраться из замеса, в который угодил, при этом не гнушаясь почти никакими средствами. Ведь убивать, как мы помним, совсем не сложно, особенно если не сомневаешься в своей правоте.

Режиссер «Наемника» Тарик Салех начинал свою карьеру в Швеции. Его первым фильмом, снятым в соавторстве, была документальная лента о Гуантанамо (2005), а вторым — анимационная антиутопия «Метропия» (2009), прокатившаяся по нескольким кинофестивалям. Затем он перешел в разряд крепких голливудских ремесленников, подвизающихся в основном в сериалах,— снимал эпизоды «Рэя Донована» и «Мира Дикого Запада». В «Наемнике» тоже чувствуется уверенная режиссерская рука — фильм, несмотря на всю клишированность, ловко сбит, а бодро поставленные экшен-сцены почти компенсируют логические дыры в сценарии. Конечно, неуязвимость сержанта Харпера, в начале картины бывшего чуть ли не инвалидом, а по ходу действия превращающегося в гибрид Супермена и Терминатора, кажется приветом из бесхитростных боевиков девяностых. А попытки авторов снабдить жанровые конструкции социальной подоплекой, хотя иногда и бьют в цель, в основном выглядят наивными и поверхностными. Зато их искренняя вера в то, что хорошие парни всегда побеждают, не может не вызвать симпатию — сейчас, возможно, еще больше, чем, скажем, пару недель назад.

Вся лента