Дорога и сердита

В Перми резко подорожали автомобили

Фото: Марина Мамонтова, Коммерсантъ

На фоне роста курса валют иностранные и отечественные автопроизводители начали поднимать цены. Среди резко подорожавших машин оказались Lada, Kia и Toyota, входящие в число лидеров по объему продаж в Пермском крае. Местные дилеры марок тоже уже скорректировали ценники. Помимо этого продолжает расширяться перечень брендов, прекращающих поставки авто в Россию. Представители пермского автомобильного бизнеса прогнозируют, что текущая ситуация серьезно ударит по их доходам. Часть игроков, по мнению экспертов, могут уйти с рынка.

«АвтоВАЗ» с 1 марта резко повысил цены на автомобили Lada. По данным Autonews, отечественные машины прибавили в цене от 63 до 247 тыс. руб. Также подняли цены Lexus, Toyota и Kia. Наценки на некоторые модели иностранных автопроизводителей составили более 1 млн руб. Например, Toyota Land Cruiser 300 подорожала с 5,777 до 7,278 млн руб., Lexus LX — с 7,909 до 10,017 млн руб.

Пермские дилеры поднявших цену брендов уже скорректировали свои прайс-листы. «Автопроизводитель изменил цены, и мы, как дилер марки, тоже были вынуждены это сделать»,— пояснил гендиректор компании «Брайт Парк» (Lada, UAZ и Skoda) Олег Долженков.

Генеральный директор VERRA (Toyota, Lexus, Porsche) Анна Бояршинова сообщила, что цены на Toyota и Lexus в Прикамье также уже изменены. «Мы получили новый прайс, согласно которому с 1 марта цены на автомобили этих брендов увеличены в среднем на 20%. Как только прайс был получен, наши цены автоматически изменились. От самого дилера тут ничего не зависит»,— отметила госпожа Бояршинова.

После начала военной операции на Украине произошел резкий рост курса валют. Вчера, 2 марта, курс евро и доллара превысил 122 руб. и 109,5 руб. соответственно, обновил свой исторический максимум.

Кроме того, на фоне военной операции ряд иностранных производителей автомобилей приняли решение прекратить отгрузки машин в Россию. Первыми соответствующее уведомление российским дилерам направили Audi, General Motors, Volkswagen, Skoda и Porsche. На этой неделе к ним присоединились BMW, Jaguar, Land Rover, Honda, Mazda и Geely. BMW также останавливает производство в Калинин­граде.

Иномарки составляют основную долю продаж автомобилей в Пермском крае. По данным аналитического агентства «Автостат», в 2021 году в Прикамье было зарегистрировано 18 тыс. новых автомобилей иностранных брендов, что составляет 63,4% от всех зарегистрированных за этот период машин в регионе. Отечественных авто в прошлом году было зарегистрировано 10,4 тыс. (36,6%). Первую пятерку лидеров по объему продаж составили Lada (10,1 тыс. машин), Renault (3,2 тыс.), Kia (3 тыс.), Hyundai (2,3 тыс.) и Toyota (1,7 тыс.).

Олег Долженков прогнозирует, что в ближайшее время финансовые показатели автосалонов существенно снизятся. «Остановка поставок автомобилей ряда брендов сама по себе предотвращает их продажи и получение дохода. Кроме того, в этой ситуации могут возникнуть небольшие спекуляции с оставшимися автомобилями. Какая-то часть потребителей не согласятся на новые условия, и спрос даже на имеющиеся в наличии машины может несколько сократиться. При этом никто не отменял обязательств по кредитам и выплате заработной платы сотрудникам»,— отмечает предприниматель.

Часть игроков, по словам руководителя «Брайт Парк», рискуют прекратить деятельность. В первую очередь это компании, имеющие дисбаланс собственных и заемных средств. «Речь о тех, кто стремился динамично развивать бизнес и активно привлекал кредиты для этого. На фоне снижения прибыли и роста ставок им будет довольно тяжело существовать»,— говорит Олег Долженков.

Бывший директор по продажам «Уралавтоимпорта» (УАИ), собственник HR-агентства Detkin & Co Алексей Деткин напоминает, что в 2014 году также произошел резкий подъем цен на автомобили — до 35% на некоторые модели. «Скорее всего, сейчас цена будет подниматься еще, но бесконечно это происходить не может. Производители должны будут начать двигаться в цене, чтобы шли хоть какие-то продажи»,— полагает господин Деткин.

Иномарки, поставки которых прекратились, могут полностью уйти с российского рынка на какое-то время, считает господин Деткин. «Но уйдут они, я думаю, не захлопнув двери, чтобы потом была возможность вернуться. Все-таки эти бренды вложили много средств в продвижение своих марок и локализацию производств на территории РФ, и захватывать рынок заново потом будет очень сложно. Вряд ли им захочется отдавать его отечественным производителям, которые все равно начнут что-то придумывать, или китайским, которые в последнее время и так заметно укрепили здесь свое присутствие»,— отмечает экс-директор по продажам УАИ.

Олег Долженков сомневается в возможности переориентации на китайский автопром. «Во-первых, китайские автопроизводители тоже начали приостанавливать поставки. Во-вторых, китайские автомобили являются лишь частью разных сегментов, они имеют определенные потребительские свойства. Полное замещение одного товара другим трудно представить. Думаю, отдельные компании могут попробовать перейти на торговлю китайскими машинами, но это тоже не быстрый процесс. Оформление дилерства нового бренда занимает минимум четыре-пять месяцев»,— поясняет гендиректор «Брайт Парк».

Екатерина Артемова

Вся лента