Визит «Молодой дамы»

Картина Пикассо из Эрмитажа впервые выставляется в Италии

Полотно Пабло Пикассо «Молодая дама» из коллекции Государственного Эрмитажа впервые выставлено в Италии. Эта экспозиция «одной картины», проходящая в рамках сотрудничества Эрмитажа и фонда Альды Фенди «Эксперименты» развернута в римском историческом палаццо Rhinoceros, перестроенном под выставочное пространство.

Галерея Rhinoceros Gallery, где выставлено полотно Пикассо

Фото: Rhinoceros Gallery

Замысел организаторов не исчерпывается словом «выставка». Вокруг драгоценной картины развернут целый мультимедийный перформанс, отражающий культурные явления начала ХХ века, под который занято несколько этажей палаццо.

Написанную Пабло Пикассо в 1909-м «Молодую даму» историки искусства относят к первым шедеврам так называемого аналитического кубизма. Моделью для полотна послужила Фердинанда Оливье, возлюбленная художника периода Бато-Лавуар (общежитие бедствующих артистов на Монмартре). Как пишет куратор римской экспозиции с российской стороны Ольга Леонтьева, «отдельные черты подруги художника узнаются с легкостью — ее прическа или линия носа», но в то же время портрет свидетельствует о происходящих во второй половине 1909 года изменениях манеры письма Пикассо, выразившихся в том числе и в новом понимании света.

Впрочем, госпожа Леонтьева сообщила «Ъ», что этот ранний шедевр Пикассо был выбран для показа в Риме главным образом потому, что он никогда ранее в Италии не выставлялся.

Просторный зал первого этажа дворца Rhinoceros, где в полном одиночестве расположилась «Молодая дама», позволяет рассмотреть полотно с самых разных ракурсов. Как пошутил в беседе с «Ъ» арт-директор Фонда Альды Фенди Раффаэле Кури, здесь оно находится в более привилегированном положении, нежели в свое время в салоне коллекционера Сергея Щукина, который, как известно, и приобрел этот шедевр непосредственно у Пикассо.

Фотоснимок плотно увешанной живописью комнаты щукинского особняка, на котором указано место, где размещалась «Молодая дама», стал частью раздела, непосредственно посвященного русскому меценату. Народу у этой фотографии не меньше, чем перед самим портретом. После серии европейских выставок имена Щукина и Морозова, одними из первых оценивших европейских модернистов, у публики на слуху. И, как рассказала Ольга Леонтьева, летом в Эрмитаже откроется большая экспозиция, посвященная Сергею Щукину, так что «сейчас как раз очень удобный момент, чтобы показать портрет из его коллекции в Италии».

Кстати, именно Щукин дал название выставленному ныне в Риме портрету, объяснив, что фигурировавшее прежде у Пикассо «ню» не совсем подходит русской публике.

Гастроли «Молодой дамы» — третья по счету коллаборация Фонда Альды Фенди с Эрмитажем. В 2018-м году здесь с огромным успехом (22 тыс. посетителей) демонстрировалась скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик», а в 2019-м — при неменьшем интересе — картина Эль Греко «Апостолы Петр и Павел».

— Ну потом ковид нас всех заблокировал,— констатирует Альда Фенди, младшая и единственная из пяти сестер Фенди, предпочитающая заниматься искусством, а не модой, и создавшая с этой целью в 2001 году некоммерческий фонд, который носит ее имя.

Открывшаяся на днях выставка — первая после ковидных ограничений. Может быть, поэтому организаторы решили превратить ее в пестрое и веселое мультимедийное зрелище. «Портрет, который предоставил нам Эрмитаж,— это такой абсолютный шедевр, что мы решили, оставив его в необходимом для его созерцания пространстве и тишине, развернуть в остальных залах настоящий праздник в честь Пикассо»,— объясняет Раффаэле Кури. Так, второй этаж дворца превращен в зрительный зал, где можно посмотреть видеозапись балета «Парад», сценография и костюмы к которому были придуманы великим испанцем. Именно на репетициях этого балета, который был поставлен в Римской опере в 1917 году, Пабло познакомился со своей будущей женой, балериной Ольгой Хохловой. Третий же этаж отдан фотографиям, причем более позднего периода. Мы видим Пикассо с Брижит Бардо, Лучией Бозе, Жаном Кокто, Пабло Нерудой, Полем Элюаром. Лучи от «Молодой дамы» в этой многоуровневой композиции расходятся все шире.

Елена Пушкарская, Рим

Вся лента