Стоп, кадры для ИТ

Как на юге России решается проблема острого дефицита профессионалов

Ростовская область вошла в топ-10 регионов России с высокой динамикой развития рынка IT-услуг. В донском правительстве считают это направление одним из наиболее перспективных для региональной экономики. При этом наблюдается отток квалифицированных кадров из Ростова в более крупные города, только 36% выпускников, получивших профильные специальности в местных вузах, остаются работать в отрасли. По мнению экспертов, изменить ситуацию смогут совершенствование системы образования с участием ведущих игроков отрасли и усиление мер господдержки талантливой молодежи.

Сегодня важную роль играет готовность вузов региона индивидуализировать образовательные программы

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Подготовка не снижает дефицита

Ростовская область демонстрирует высокие темпы развития сферы IT (информационные технологии). Речь идет, в частности, о таких направлениях, как разработка программного обеспечения и аутсорсинг. В 2021 году объединение российских разработчиков ПО «РУССОФТ» провело исследование, по результатам которого Дон вошел в первую десятку регионов по уровню развития индустрии. Отчетность ряда IT-компаний региона (в их числе, в частности, Umbrella IT, Inostudio Solutions и «Студия Олега Чулакова») свидетельствует о темпах роста их выручки на 50-100% в год.

Темпы роста позволяют Ростовской области догонять субъекты РФ, которые являются в отрасли традиционными лидерами: Москву, Санкт-Петербург, Татарстан, Нижегородскую и Новосибирскую области. По неофициальным данным, именно в эти регионы перебираются талантливые донские айтишники в поисках лучших условий «по работе и зарплате». Дон превратился в настоящую кузницу IT-кадров для более богатых столиц и для наукоградов.

«Уникальность Ростовской области — в том, что здесь центры ИТ-компетенций расположены сразу в трех городах — Ростове, Таганроге, Новочеркасске, — отметил президент ассоциации “РУССОФ” Валентин Макаров, выступая в ноябре прошлого года в рамках Петербургского международного инновационного форума. — А действующие в регионе мощные технические вузы — основной источник кадров для IT-отрасли региона. Естественным образом в Ростовской области сложилась экосистема, которую можно назвать одной из российских кремниевых долин, пусть и в миниатюре».

По словам представителей донских вузов, в последние годы спрос на IT-образование динамично растет. Так, проректор по образовательной деятельности и информационным технологиям Южного федерального университета Павел Махно сообщил, что с каждым годом численность абитуриентов, поступающих в ЮФУ на направления, связанные с IT, увеличивается на 10-15%.

По словам проректора по учебной работе Донского государственного технического университета (ДГТУ) Владимира Колодкина, тенденция наиболее ярко проявилась в последнюю пятилетку. Если в 2019 году абитуриенты направлений «Информатика и вычислительная техника» и «Информационная безопасность» подали в ДГТУ 4876 заявлений на бюджет и 363 — на платное обучение (поступили 646 и 296 человек соответственно), то уже в 2020 году количество заявлений на бюджетные и контрактные места составило 5339 и 627, соответственно, поступили 713 и 202 абитуриента, уточнил господин Колодкин.

Он добавил, что снижение количества поступивших «на контракт» связано с увеличением количества бюджетных мест и с ужесточением конкурса на платные места. «В 2021 году, несмотря на пандемию и снижение покупательной способности населения, было подано 4433 заявления на бюджетные места и 290 — на контрактные, из них поступили 789 и 20 соответственно», — привел цифры проректор ДГТУ.

Несмотря на активизацию подготовки IT-специалистов в вузах, дефицит кадров остается главной проблемой отрасли. По данным исследования, проведенного порталом hh.ru, в минувшем году донской регион вошел в число субъектов России c наибольшим количеством IT-вакансий. На долю Ростовской области пришлись 3% от общего количества заявок. Всего их, по оценке сервиса, около 500 тыс. Таким образом, на Дону численность вакансий для айтишников можно оценить в 15 тыс. мест. Впрочем, это вполне нормальная потребность, если учесть, что в области сейчас действуют почти 800 IT-компаний.

По оценкам hh.ru, IT — единственный сегмент российского рынка труда, в котором количество вакансий динамично растет: в 2021 году темпы достигали 22% от месяца к месяцу и 38% по сравнению с 2020 годом. Соответствующим образом повышались и зарплаты айтишников. Например, за минувший год этот показатель вырос в среднем на 23,3%. Этот результат представители hh.ru назвали рекордным.

Дорого — не обязательно хорошо

В августе 2021 года о создании в Ростовской области Фонда ИТ-образования заявили 11 местных игроков отрасли. Общее количество сотрудников в этих компаниях превышает 1 тыс. Главная цель фонда — развитие на Дону системы подготовки высококвалифицированных IT-специалистов. Учредители фонда уверены, что в Ростовской области есть проблемы и с количеством подготовленных для отрасли специалистов, и с качеством их подготовки. Так, во время презентации проекта один из его инициаторов, совладелец и гендиректор компании «Вебпрактик» Александр Букуров, сообщил, что ежегодно донские вузы выпускают около 5,5 тыс. молодых IT-специалистов. При этом только 36% этих выпускников работают по специальности, то есть всего около 2 тыс. человек. «Из-за этого в 2020 году, несмотря на рост числа вакансий, общее число занятых в IT-секторе специалистов даже несколько снизилось по сравнению с 2019 годом: с 6486 человек до 6304», — заявил господин Букуров.

«Мы ежегодно берем на практику 30-40 студентов донских вузов, — сообщил директор компании “ВебАнт” Владимир Даронь. — Менее десяти из этих практикантов мы можем взять на стажировку. И лишь несколько человек из них имеют уровень подготовки, позволяющий пройти испытательный срок. Мы уверены, что качество подготовки студентов может быть выше, если игроки отрасли будут вовлечены в образовательный процесс».

По словам соучредителя компании Fast Reports Михаила Филиппенко, участники рынка хотят помочь преподавателям расширить их профессиональные возможности. «У многих IT-компаний есть готовые курсы, библиотеки, софт, которые педагоги могут использовать в своей работе, — объяснил господин Филиппенко. — У нас, например, действует целая академическая программа поддержки. Мне кажется, что это большая ценность как для преподавателей, так и для студентов».

В разговоре с «ЭР» представители ведущих вузов Ростовской области заверили, что и сейчас достаточно активно привлекают представителей отрасли к подготовке студентов. «Мы действительно достаточно часто слышим от предприятий, что выпускники не всегда готовы сразу после студенческой скамьи включиться в трудовой процесс, — признал Павел Махно. — Однако мы в ЮФУ выстраиваем связь с индустриальными партнерами, с предприятиями, которые заинтересованы в наших выпускниках. Делаем это для того, чтобы уже во время обучения студенты могли участвовать в решении задач будущих работодателей. Коммерческие предприятия создают на базе университета свои лаборатории, в которых проводят различные мастер-классы, реализуют образовательные программы — обучают студентов тем компетенциям, которые необходимы для этих предприятий».

Повышению готовности молодых специалистов к работе в реальных условиях способствует внедрение в учебные планы освоения компетенций WorldSkills. Одноименное международное движение было создано для повышения статуса и стандартов профессиональной подготовки кадров, повышения их квалификации. Организация проводит соревнования, в рамках которых профессионалы показывают уровень владения навыками в различных отраслях, в том числе и в IT. «Практика интеграции компетенций WorldSkills в учебный процесс в ЮФУ наиболее распространена именно на IT-направлениях», — заверил господин Махно.

По его мнению, важную роль играет готовность вузов индивидуализировать образовательные программы. «Это позволяет нам предложить старшим курсам выбирать профессиональные компетенции с учетом предпочтений студентов, которые могут быть обоснованы выбором места будущего трудоустройства, — рассказал проректор по информационным технологиям ЮФУ. — Вариативные профессиональные компетенции мы реализуем совестно с нашими партнерами. За довольно небольшой период предлагаем студентам прокачать эти компетенции так, чтобы выпускники были максимально готовы к работе на предприятиях, в которых уже проходили практику или стажировку».

По словам Владимира Колодкина, когда работодатели говорят о недостаточно высоком уровне подготовки выпускников, речь идет не только о нехватке профессиональных знаний.

«Крупные компании самостоятельно обучают новых сотрудников инструментам и программам, применяемым в производственном процессе, — заметил проректор ДГТУ. — При этом предприятия не готовы принимать в штат людей, недостаточно владеющих такими компетенциями, как командная работа, системное и креативное мышление, рефлексия и т. п. Именно поэтому в Донском государственном техническом университете в новых образовательных программах для первого курса наряду с профподготовкой значительное внимание уделяется развитию надпрофессиональных компетенций — soft skills».

Кадры для цифровой экономики

В минувшем году на базе ДГТУ появилось образовательное пространство «Т-университет». В числе обязательных модулей, входящих в его состав, есть и цифровая культура. «В “Т-университете” предусмотрено освоение цифровых компетенций бакалаврами всех направлений подготовки, — разъяснил господин Колодкин. — Процесс начинается с двух общих модулей “Цифровая грамотность” и “Программирование”, которые студенты осваивают на первом курсе, и продолжается до выпуска дипломированного специалиста».

Среди примеров специальностей, для которых IT-компетенции не являются ключевыми, но в которых их ценность в последнее время заметно возросла, Владимир Колодкин назвал строительство. По его словам, руководитель одной из саморегулируемых организаций застройщиков сообщил о своей потребности в кадрах, способных, например, использовать в работе специальное ПО, работающее через камеру планшета. Поэтому ДГТУ добавил в учебную программу курса «Строительство уникальных зданий и сооружений» изучение софта для моделирования строительных изделий и конструкций.

Государство также заинтересовано в том, чтобы жители России осваивали цифровые компетенции. Это предусматривает и национальный проект «Цифровая экономика», который был запущен в стране в 2018 году. В Ростовской области в рамках нацпроекта действует его региональный «брат» — «Кадры для цифровой экономики». Этот проект рассчитан на период 2019-2024 годы. Среди его целей — обучение цифровым компетенциям сотрудников органов исполнительной власти и местного самоуправления, продвижение необходимых ресурсов и сервисов среди образовательных организаций, а также популяризация госпрограмм, направленных на обучение IT-компетенциям. Есть, в частности, проект «Персональный цифровой сертификат», предусматривающий возможность получить одну из более чем 20 профессий в сфере информационных технологий за счет государственного бюджета. Среди таких специальностей — аналитика больших данных (Big Data), цифровой дизайн и маркетинг, защита данных и др. Ростовская область вошла в пятерку регионов России, в которых в 2020 году проходил пилотный этап проекта. В прошлом году в этом проекте участвовали уже 48 субъектов РФ.

«ЮФУ принял активное участие в апробации пилота “Цифровых образовательных сертификатов”, — рассказал Павел Махно. — На целый ряд программ дополнительного профессионального образования, реализуемых с применением дистанционных технологий, поступили, прошли обучение и успешно подтвердили освоение компетенций десятки граждан. И система образования, и граждане готовы к такой форме взаимодействия». По словам господина Махно, перспективы развития проекта связаны с совершенствованием качества и удобства сервиса, расширением выбора направлений, интерактивным тьюторским сопровождением на основе входного тестирования и целей обучения, переходом на полностью безбумажное взаимодействие и подтверждением освоения данных компетенций.

Представитель ЮФУ добавил, что высокие доходы айтишников делают работу в этой сфере привлекательной не только для профильных специалистов, но и для людей, имеющих образование в других отраслях. «Cейчас наш университет реализует инновационные магистерские программы подготовки IТ-кадров, на которые поступают граждане без профильного образования, желающие развиваться в этой сфере, — пояснил Павел Махно. — Через полгода обучения в магистратуре Института компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ в Таганроге слушатели начинают вести проектную деятельность и проходят стажировки. Это в том числе оплачиваемые стажировки в ведущих IT-компаниях города. Сам процесс обучения спроектирован так, чтобы на практике закреплять получаемые в вузе знания и навыки, работая над реальным проектом для реального заказчика от бизнеса».

Новые программы и стимулы

До создания Фонда развития ИТ-образования Ростовской области ярким примером объединения участников рынка, в том числе с целью решения кадровой проблемы, была ассоциация BrainHorn. Ее основали несколько IT-компаний Таганрога. Среди образовательных проектов ассоциации — IT-фестиваль BrainFest, олимпиада для школьников, встречи игроков отрасли с учащимися, конкурсы творческих работ и др. Как сообщил глава BrainHorn Максим Болотов, в 2022 году они запланировали проведение в Таганроге первого федерального молодежного IT-форума. Проект уже получил поддержку Росмолодежи, АНО «Россия — страна возможностей» и правительства Ростовской области.

«Также в текущем году мы выиграли президентский грант на реализацию проекта “Таганрог — IT-столица России”, — добавил господин Болотов. — Размер гранта — около 3 млн руб., также предусмотрено небольшое софинансирование с нашей стороны. В рамках этого проекта в течение двух лет 1200 школьников из 24 муниципалитетов Дона побывают в Таганроге, чтобы познакомиться с городом и погрузиться в мир информационных технологий, посетив подразделения ЮФУ и местные IT-компании».

Бренд «Таганрог — IT-столица России» ассоциация начала продвигать в 2021 году. Уже тогда Максим Болотов говорил о стремлении сделать малую родину Чехова привлекательной для талантливых студентов, IT-специалистов и ученых. Инициаторы проекта рассчитывают, что он поможет нарастить количество абитуриентов в вузах Ростовской области и добиться того, чтобы подавляющее большинство выпускников оставалось в регионе и работало в отрасли.

В целом проекты BrainHorn ориентированы даже не на студентов, а на школьников. Глава ассоциации объяснил это проблемой дефицита учителей информатики в школах, которая заставляет участников рынка вкладываться в усиление школьного IT. «Мы участвуем в развитии образования на всех уровнях. Наша задача — показать, что в Ростовской области сложилась уникальная экосистема, объединяющая в том числе крупный вуз (ЮФУ) и IT-бизнес для решения, пожалуй, одной из главных задач отрасли», — резюмировал господин Болотов.

В декабре 2021 года в своем инвестиционном послании губернатор Ростовской области Василий Голубев назвал IT одним из самых перспективных направлений развития региона. Задача властей — создавать для новых специалистов комфортные условия жизни. Господин Голубев отметил, что областное правительство работает над созданием такой системы мер поддержки, которая может включать в себя и предоставление талантливым молодым айтишникам преференций при покупке жилья. Это может стать хорошим стимулом для того, чтобы новые профессионалы оставались работать в отрасли.

Михаил Беляев

Вся лента