«Автодор» прокладывает путь к должникам

Получит ли оператор доступ к личной информации неплательщиков

«Автодору» могут предоставить доступ к персональным данным водителей для поиска должников. С таким предложением выступила Счетная палата, идею поддержали в Минтрансе. Госкомпания собирает деньги за проезд по платным дорогам. Проблема с должниками возникла после введения системы free flow на ЦКАДе: там водителям не нужно останавливаться, чтобы заплатить за проезд. Это можно сделать либо до, либо после поездки.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Сейчас «Автодор» не может узнать, кто именно проехал по дороге, если водитель не зарегистрирован в системе госкомпании. И чтобы предоставить оператору доступ к личным данным неплательщиков, придется изменить законодательство, объяснил IT-эксперт, кандидат юридических наук Александр Исавнин:

«Похожий механизм у нас уже есть. Технически реализовать это, действительно, будет нарушением законодательства. Но наделить "Автодор" правом собирать штрафы возможно. Просто появится еще одна компания, которая получит право штрафовать граждан. И если сейчас мы знаем о том, что бывают странности с парковками, злоупотребления со стороны соответствующих инстанций в Москве, то теперь то же самое будет с дорогами».

«Автодор» выступает оператором российских платных дорог. Компания берет оплату на участках М11 «Москва—Санкт-Петербург», М4 «Дон», М1 «Беларусь» и на ЦКАД. Общий долг автовладельцев за проезд по этим трассам к октябрю прошлого года превысил 900 млн руб. Схема free flow действительно позволяет водителям уклоняться от уплаты, говорит автоэксперт Максим Едрышов. Но взыскивать средства с помощью личных данных, как предлагает Счетная палата, может быть невыгодно для «Автодора».

«Неплательщики в основном появились после запуска ЦКАДа, когда система free flow, то есть беспрепятственного проезда. Возьмем ту же М-4, где есть шлагбаумы, — там количество неплательщиков в разы меньше.

Когда речь идет о системе free flow, то человек едет-едет, а потом узнает, что это платная дорога, и он сколько-то должен, это порождает определенное количество должников.

С января прошлого года у нас появился штраф в размере 1,5 тыс. руб. за неоплату дороги. Но это не решает проблему, так как она все равно остается неоплаченной, даже если человек погасит штраф.

Неизвестно, насколько это будет интересно "Автодору": если мы возьмем даже 1 млрд задолженности, то они складываются из небольших сумм — 200-300 руб., то есть речь идет о сотнях тысяч случаев. На каждый необходимо будет составлять документ, направлять его в суд для принудительного взыскания либо с претензионным порядком. Администрировать долги, взыскивать небольшие суммы с водителей будет экономически невыгодно».

Кроме того, как отмечают юристы, при передаче персональных данных «Автодору» может возникнуть правовая коллизия. Когда водитель выезжает на платный участок дороги, он фактически принимает условия договора с оператором. Однако собственником автомобиля может оказаться другой человек, тогда у «Автодора» не будет юридических обоснований для обработки его личной информации.

Сабина Адлейба

Вся лента