«Магистранты — штучный товар, требующий индивидуального отношения»

Директор Института магистратуры УрГЭУ Алла Матвеева — о повышении профессиональных требований на рынке труда.

За последние несколько лет на фоне появления новых специальностей и глобальной цифровизации конкуренция на рынке труда ужесточилась, а требования к соискателям стали выше. В связи с этим у работодателей появился запрос на выпускников магистерских направлений, обладающих большим набором профессиональных компетенций, чем у «бакалавров» или «специалистов».

Фото: Пресс-служба УрГЭУ

Директор Института магистратуры Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ) Алла Матвеева рассказала о преимуществах магистерского образования, о заинтересованности работодателей участвовать в подготовке студентов и о новых востребованных направлениях.

— Для чего выпускникам бакалавриата или уже работающим людям поступать учиться в магистратуру? Повысить квалификацию можно, например, на курсах, в том числе онлайн.

— Аргументов в пользу магистерского образования много, но главный — сейчас в России без него нельзя занимать руководящие должности. Любая руководящая должность, по новым профстандартам, предполагает наличие магистерского образования. С обычным диплом бакалавра, максимум, возможно дослужиться до заместителя руководителя. Особенно новые квалификационные требования коснулись госслужащих.

Не только в госсекторе, но и в бизнесе работодатель заинтересован, чтобы специалист, занимающий руководящую должность, обладал широким набором профессиональных навыков, и его знания соответствовали новым мировым экономическим тенденциям. Именно поэтому и производственные гиганты, и средний и малый бизнес с каждым годом все больше заинтересованы в сотрудничестве с УрГЭУ.

— Другим аргументом в пользу магистратуры является качество образования, и что каждая магистерская программа в УрГЭУ уникальна и создается с учетом требований работодателя.

— Магистратура — это более глубокое высшее образование: практико-ориентированное изучение узких специальностей, гибко и своевременно подстраивающееся под меняющееся требования рынка труда.

Мы видим повышенный интерес студентов к цифровым технологиям и в целом к экономическим специальностям. Многие учащиеся чувствуют нехватку непрофильных знаний в области компьютерных наук, искусственного интеллекта, биоинформатики, макро- и микроэкономики. Кроме того, магистранты фактически делают выбор будущего работодателя. УрГЭУ сотрудничает с УГМК, НЛМК, Сбером, SAP, государственными ведомствами и министерства, такими застройщики, как «Брусника» и «Атомстройкомплекс».

Сотрудники и руководители организаций не только ведут пары, являются рецензентами рабочих программ и магистерских выпускных работ, но и предоставляют места для прохождения практики.

Кроме того, магистратура позволяет сменить специализацию после бакалавриата. Нынешняя молодежь с раннего возраста думает о карьере и заработке. Еще обучаясь на бакалавриате, многие студенты начинают совмещать работу с учебой и задумываются: «Кем я стану с этим дипломом, и как быстро будут расти мои заработки?» Многие считают, что должны повысить свою квалификацию в магистратуре настолько, чтобы через два года после окончания вуза удвоить свои доходы.

Например, выпускник-юрист может поступить в магистратуру и изучать экономику, что позволит ему в итоге организовать собственное предприятие, быть более конкурентоспособным. На практике наличие двух дипломов трактуется как наличие двух высших образований. При этом в магистратуре могут обучаться и специалисты, давно закончившие обучение в вузе.

Магистранты в УрГЭУ — штучный товар, требующий индивидуального отношения. Наш учебный процесс построен так, что вы сможете легко совмещать свой рабочий график с обучением. Очные занятия проходят три раза в неделю с 18:50 до 22:00, очно- заочный — каждую субботу. Магистранты, выбравшие заочную форму обучения, приезжают на сессию, оплачиваемую работодателем, два раза в год. Важно и то, что магистранты-очники получают отсрочку от армии.

Кроме того, университет платит магистрантам стипендию, размер которой можно увеличить, занимаясь научной, культурной, общественной или спортивной деятельностью.

— В чем уникальность магистерских программ конкретно в УрГЭУ? Чего нет в других вузах?

—У многих молодых людей после бакалавриата есть предрассудок, что магистратура — пустая трата времени, а зачастую, и денег. Что обучение ничем не отличается от бакалавриата, а студентам дают бесполезную теорию, которую на практике не применишь. Мы же заинтересованы, чтобы магистранты постоянно отрабатывали полученные в вузе знания на предприятиях работодателей во время прохождения практики, а в дальнейшем после окончания обучения там же трудоустраивались. Если же у магистранта уже есть любимая работа, то обучение помогает в карьерном росте.

На данный момент в Уральском государственном экономическом университете реализуется больше 29 магистерских программ различных направлений, по многим из них можно учиться бесплатно. В 2022 году на эти программы в УрГЭУ выделено больше 108 бюджетных мест.

— Есть ли уникальные программы?

— Их немало. По направлению «Технология продукции и организация общественного питания» в этом году объявили набор по двум программам: «Управление в индустрии питания» и «Нутрициология в индустрии питания». Это востребованные на рынке труда направления, так что выпускников может ждать высокий уровень зарплаты, авторитетная должность в общепите.

Другая востребованная программа — «Государственное и муниципальное управление в сфере земельных ресурсов и недвижимости», девелоперам в рамках национального проекта необходимо наращивать объемы жилищного строительства.

В магистратуре УрГЭУ в следующем учебном году впервые будут набирать студентов на направление «юриспруденция» по нескольким программам подготовки.

Есть программы, аналогов которым в регионе нет. Например, «Международный бизнес». Преподавание идет полностью на английском языке. Программа «Международный бизнес» очень востребована у иностранных студентов со всего мира — из Франции, Уругвая, Палестины, Египта и т.д.

— Каковы требования к профессорско-преподавательскому составу?

— В магистратуре УрГЭУ преподают лучшие преподаватели вуза, имеющие ученое звание доцента или профессора. При этом обучение профессорско-преподавательского состава проходит постоянно: на семинарах или стажировках. Такая модель называется train-the-trainer*, она подразумевает обучение преподавателей, которые впоследствии транслируют полученные новые знания студентам. В магистратуре УрГЭУ также ведут учебные занятия преподаватели-практики, потенциальные работодатели.

Не так давно мы внедрили уникальную ускоренную форму обучения по программам магистратуры, индивидуально разработанных как для студентов бакалавриата, так и работающих специалистов. Желающие проходят курсы профессиональной переподготовки в нашем вузе, а затем год занимаются по сокращенной программе в магистратуре. Этот аналог сокращенного обучения востребован и у работодателей. Так, с НПО автоматики сейчас планируем запустить ускоренную программу «Цифровая бизнес-аналитика». Это не первое наше подобное сотрудничество с предприятиями. В будущем планируем набирать аналогичные ускоренные программы по «Бухгалтерскому учету», «Управлению проектами», «Стратегическому проектному управлению».

— Чего не хватает современному магистерскому образованию, и как заполняет эти пробелы вуз?

— Переход на двухуровневую систему в России начался в 2007 году. Главная проблема: трансформация образовательного процесса происходит очень интенсивно, что не свидетельствует о реформе системы с содержательной точки зрения.

Другая проблема: магистранты, сделавшие перерыв в обучении более года, и магистранты, пришедшие в магистратуру с дипломом специалиста, намного чаще обучаются на договорной основе, чем те студенты, кто не делал перерыв в обучении и поступал в магистратуру сразу после бакалавриата.

Помимо этого, большинство магистрантов единодушны в том, что работодателю не важно, магистр ты или нет, а важен опыт работы, поэтому они справедливо стараются максимально рано идти работать.

— Чего ждать в этом году бизнесу?

— Не думаю, что бизнесу станет легче. Нестабильность — пожалуй, единственное, что будет постоянным в 2022 году. Новые вызовы проверят экономику стран, компании и их СЕО на прочность, а главным условием выживаемости будет способность адаптироваться. Коронакризис разрушил привычные бизнес-модели. Рост рынка замедлился, проявилась явная нехватка квалифицированных кадров, цифровые технологии экспоненциально входят в повседневную жизнь людей и компаний. Российским предприятиям нужны люди, которые могли бы возглавлять цифровую трансформацию.

*подготовка инструктора, повышение квалификации

Вся лента