Дети прочувствовали одиночество

Прокуратура проверит школу в Воронеже после монолога учительницы о разводах

Прокуратура в Воронеже начала проверку после публикации в СМИ и соцсетях аудиозаписи, на которой молодая учительница Дарья Толстунова рассказывает 11-летним детям о разводах. Она, в частности, сообщила ученикам, что одинокие мамы «не знают, к какому мужику пристать», а дочери копируют их поведение «с мальчиками и мужчинами постарше». Вчера педагог уволилась, как заявили в мэрии, «из-за травли в соцсетях». Эксперты полагают, что говорить в школе о семейной жизни можно, но «деликатно», а задачей родителей теперь станет разубедить детей в словах учительницы.

Фото: mbousosh103.ru

Аудиозапись с урока родного языка в 4 «Ж» классе школы №103 в воронежском микрорайоне Шилово накануне опубликовал мужчина, представившийся отцом одной из учениц. Слышно, как педагог рассказывает об особенностях быта «одной из семей не нашего класса», в которой «родители разведены». В этот момент несколько детских голосов произносят: «И у меня».

Далее повествуется о том, что в обычной семье родители уделяют внимание и друг другу, и ребенку, а «когда разведены, мать уже не знает, к какому мужику пристать». «Один муж дома, другой муж дома, третий муж дома. Дочь начинает смотреть на это, начинает копировать маму и начинает вести себя так же с мальчиками, с мужчинами постарше. Она же не видела папу, она не знает, как ей в этой ситуации выживать. Папа в другом доме, ты ни папе, ни маме не нужен, становишься злым, начинаешь на всех огрызаться»,— резюмирует учитель.

Уроки в этом классе вела 24-летний педагог Дарья Толстунова, данные об этом есть в документах на сайте школы. После публикации запись вызвала резонанс в соцсетях и местных СМИ. В управлении образования мэрии Воронежа вчера сообщили о начале служебной проверки в отношении учительницы: «По вырванной из контекста аудиозаписи нельзя в полной мере дать оценку действиям педагога».

Но, не дожидаясь результатов проверки, госпожа Толстунова написала заявление об увольнении «по собственному желанию». В мэрии заявили, что «решение могло быть принято из-за травли, которая началась в соцсетях».

После увольнения учительницы власти решили проверку не продолжать.

«Эмоциональная речь действительно имела место. Конечно, педагогам независимо от обстоятельств надо быть сдержанными и корректными. Но учителя тоже люди, тоже могут находиться в стрессе и совершать ошибки, просим горожан быть терпимее и не осуждать человека»,— добавили в мэрии.

Уровень «исполнения в школе законодательства об образовании» вчера же начала проверять областная прокуратура: «Согласно опубликованным материалам, во время урока педагог рассказывала четвероклассникам о разводах родителей и аспектах семейной жизни, после чего дети вышли с урока заплаканными».

Источник в силовых структурах уточнил, что «речь идет о реагировании на публикации в СМИ»: «Сначала стоит задача — подтвердить подлинность аудиозаписи, выяснить, не была ли она перемонтирована. Будут опрошены ученики, родители, другие педагоги. Если ситуация подтвердится, нужно будет разобраться, имела ли беседа отношение к уроку, можно ли учителю вообще говорить об этих аспектах семейной жизни с 10-11-летними детьми и в какой форме».

Дарья Толстунова работала в школе №103 в Шилово с сентября 2018 года, ученики 4 «Ж» класса были ее первыми воспитанниками, уроки у которых она вела с момента трудоустройства. В мэрии уточнили, что ранее «письменных жалоб на нее не подавалось, взысканий не оформлялось».

Мать одной из учениц 4 «Ж» класса вчера подтвердила, что госпожа Толстунова «обсуждала на уроке разводы», но сказала, что это не вызвало у ее дочери серьезного негатива.

Сама Дарья Толстунова не стала отвечать на вопросы

Заместитель главного врача Воронежского областного психоневрологического диспансера Максим Железняков полагает, что младшеклассники вряд ли серьезно пострадали от эмоционального монолога учительницы. «С ними можно, но деликатно, говорить о семейной жизни. Когда разговор ведется в скандальном тоне — это ненормально, видимо, человек просто увидел в детях, как в зеркале, отражение своих проблем,— предположил господин Железняков.— Но психика ребенка, как губка, хорошо впитывает и хорошо выжимается. По большому счету, дети как были шокированы, так и быстро могут об этом забыть».

«В интернете дети видят намного более грубые и шокирующие вещи, чем то, что сказал педагог. Другое дело, что учитель — это априори авторитет, и то, что она транслирует, ученики воспринимают как истину»,— отметил психиатр.

Заведующая лабораторией практической психологии Воронежского госуниверситета Анна Меланьина считает, что «разговор педагога с детьми о последствиях разводов возможен в исключительных случаях»: «Обязательно соблюдение двух условий. Это должна быть инициатива именно ребенка. И разговор, разумеется, должен проходить в корректной форме». «В этой ситуации воспитательных целей не было, учительница, видимо просто не справилась со стрессом и напряжением в своей профессии,— заметила госпожа Меланьина.— Родителям нужно поговорить с детьми, пояснить, что это личная точка зрения учительницы, но далеко не все так думают». Если же «ребенок остается один без хорошего контакта с родителями, то может начать относиться к этим словам как к верным», предупреждает психолог.

В 2021 году в Воронежской области, по статистике регионального управления ЗАГС, на каждые 100 свадеб приходилось больше половины — около 60 — разводов. «Коэффициент брачности» в самом Воронеже власти оценивают в пять заключенных браков на 1 тыс. жителей, «коэффициент разводимости» — в 4,1 на тысячу человек.

Сергей Калашников

Вся лента