Электротранспорт увеличит локализацию

Двигатели для трамваев начнут производить на СЭГЗ в Удмуртии

Сарапульский электрогенераторный завод (СЭГЗ) в Удмуртии займется производством двигателей трамваев. Предприятие получило на это заем Фонда развития промышленности. Предполагается, что проект позволит заместить до 50% импорта двигателей. Поставлять продукцию СЭГЗ планирует на предприятия ПК «Транспортные системы» в Твери и Санкт-Петербурге. Эксперты отмечают большие перспективы развития в целом трамвайной сети в городах России и высокую востребованность в отечественной комплектации вагонов.

Фото: Амир Закиров

Экспертный совет Фонда развития промышленности одобрил выделение займа СЭГЗ в 200 млн руб. на организацию производства электродвигателей для современных низкопольных трамваев. Финансирование будет предоставлено по программе для предприятий оборонно-промышленного комплекса «Конверсия», сообщает пресс-служба фонда. Общий бюджет проекта составляет 268,6 млн руб. Отмечается, что запуск производства является элементом политики по импортозамещению, так как сейчас 75% этих комплектующих закупается в Чехии и Австрии. Создание отечественного производства в Сарапуле поможет заместить до 50% импорта.

СЭГЗ планирует ежегодно выпускать до 1 тыс. тяговых асинхронных электродвигателей собственной разработки ДАТ-72, что даст возможность укомплектовывать до 250 трамваев в год. Уровень локализации производства составит 85%. В качестве преимуществ проекта называется повышенный срок службы, более низкая цена и защита подшипниковых узлов от электроэрозии.

Всю продукцию предприятие будет поставлять производителю трамваев ПК «Транспортные системы» в Тверь и Санкт-Петербург. Трамваи серий «Витязь» и «Львенок» эксплуатируются в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Перми, Казани и других городах России. В конце 2020 года 16 трамваев «Львенок» поступили и в Ижевск.

По данным Индекса ВЭБ.РФ, средний возраст трамвайного парка в крупнейших городах страны составляет около 26 лет. Его обновление будет производиться в рамках федеральной программы модернизации городского электротранспорта с привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов, средств Фонда национального благосостояния, финансирования ВЭБ.РФ и частных инвесторов-концессионеров. Одна из целей программы — обновить не менее 1,5 тыс. трамвайных вагонов.

АО «Сарапульский электрогенераторный завод», основанный в 1942 году, относится к электротехнической отрасли промышленности, продуктовая специализация — авиационное электрооборудование. Основная продукция завода — бортовые системы генерирования электропитания, управления и защиты электрических сетей, бортовая светотехника для гражданской авиации.

«Ранее, также с привлечением займов Фонда развития промышленности, СЭГЗ локализовал производство лифтовых лебедок, расширил выпуск комплектующих для лифтов и электродвигателей для трубопроводной арматуры. Очень важно, что благодаря содействию федеральных институтов поддержки наши оборонные предприятия могут наращивать объемы выпуска гражданской продукции в соответствии с поручением президента России Владимира Путина. Сегодня, напомню, на долю продукции гражданского назначения уже приходится 32% производства ОПК Удмуртии, это даже выше целевых показателей. Важно, что это действительно востребованная, а в ряде случаев уникальная продукция»,— прокомментировал глава Удмуртии Александр Бречалов.

Председатель Общественного совета при Минтрансе России, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин считает, что запуск производства двигателей для трамваев в России — очень перспективное направление. Транспортные системы в городах в ближайшие десятилетия будут развиваться именно в части расширения маршрутных сетей трамваев, поездов формата город—пригород и метро в мегаполисах. Трамваи в этой категории — самый распространенный вид транспорта.

«Трамвайный парк в России жутко деградировал, в городах много ездит вагонов чешской “Татры”, советского производства, но в последние годы началось серьезное обновление подвижного состава. Москва полностью восстановила эту инфраструктуру. Есть федеральные программы, которые помогают городам приобретать подвижной состав. При этом производство вагонов — одно из немногих направлений, в котором Россия не является отстающим игроком»,— рассказал эксперт.

По словам господина Блинкина, трамваи российского производства демонстрируют на международных выставках, однако предприятия начинали выпуск вагонов с импортной комплектации. «С появлением российских двигателей можно говорить о действительно серьезном повышении локализации производства и успехе в части импортозамещения. Таким образом мы развиваем собственное машиностроение»,— отмечает эксперт.

Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал отмечает, что производство двигателей для трамваев довольно перспективный проект, который следует развивать и которому необходимо уделять больше внимания. «Можно говорить о том, что объемы потребности двигателей для трамваев могут вырасти, так как он все еще остается одним из самых экологичных видов транспорта в мире и так же востребован. Конечно же, перспективы роста рынка достаточно велики, так как при правильно выстроенной работе компании и ее постоянной модернизации можно будет выйти на мировой рынок, что даст большие возможности»,— полагает эксперт.

Михаил Красильников

Вся лента