Петербургский автопром вернулся в доковидное прошлое

Автопроизводители почти вышли на уровень 2019 года

Производство автомобилей в Санкт-Петербурге по итогам 2021 года увеличилось по сравнению с показателем за 2020 год на 13,4%, до 368,2 тыс. штук. Эксперты отмечают, что потенциал роста далеко не исчерпан, но прорыва в текущем году ожидать не стоит.

Общий объем производства автомобилей в Петербурге в 2022 году может вырасти на 1–2%

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Результаты работы петербургской автомобильной промышленности приведены в опубликованных городским комитетом по экономической политике итогах социально-экономического развития Санкт-Петербурга в 2021 году. В пресс-службе комитета уточнили, что документ сформирован на основе официальных данных Петростата, который использует отчетность, предоставленную автопроизводителями.

В 2020 году спад объемов производства составил 13%, автозаводы города произвели 323,7 тыс. автомобилей. Таким образом, в 2021 году автопроизводителям города практически удалось выйти на «допандемийный» уровень: в 2019 году было произведено 372 тыс. автомобилей.

В частности, завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» в Санкт-Петербурге в 2021 году выпустил 234 тыс. автомобилей, что на 6,5% превышает показатель 2020 года. В 2022 году российский завод Hyundai Motor планирует произвести на петербургском предприятии более 240 тыс. автомобилей. Как сообщила пресс-служба компании со ссылкой на генерального директора «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Джу Сучоуна, в минувшем году завод, как и другие предприятия отрасли, столкнулся с дефицитом автокомпонентов и, в частности, полупроводников. Альтернативные маршруты транспортировки сократили время доставки импортных автокомпонентов в полтора раза, что позволило избежать перебоев в производстве, отметил топ-менеджер.

В 2021 году завод Nissan в Петербурге, по сообщению пресс-службы компании, выпустил 45 040 машин, что на 17% больше, чем в 2020 году. Лидером по производству и продажам стал Qashqai: с конвейера сошло 22 156 автомобилей этой марки. Вторым по объемам производства и популярности среди покупателей стал кроссовер Nissan X-Trail (20 312 экземпляров), третьим — Nissan Murano (2572 экземпляра). Рост объемов производства в компании объясняют в том числе запуском в 2021 году второй смены на заводе.

Как сообщило аналитическое агентство «Автостат» со ссылкой на пресс-службу «Тойота Мотор», петербургский завод компании в прошлом году увеличил производство на 20%, до 80 814 автомобилей.

В петербургский автокластер сейчас входят три предприятия: Hyundai, Nissan и Toyota. Они выпускают девять моделей автомобилей: Nissan Qashqai, Nissan X-Trail, Nissan Murano, Toyota Camry, Toyota RAV4, Hyundai Solaris, Hyundai Creta, Kia Rio и Kia Rio X-Line. Наибольший объем производства приходится на Hyundai.

Автоэксперт Денис Гаврилов объясняет значительные темпы роста объемов производства в 2021 году эффектом низкой базы 2020 года. «Если посмотреть на динамику производства в этом году, то в первом полугодии был рост 36%: сказалась низкая база второго квартала 2020 года, когда деятельность заводов была ограничена из-за локдауна. Во втором полугодии падение производства составило около 5%»,— уточняет эксперт.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что потенциал роста производства есть у всех автомобильных заводов в России, в том числе и петербургских, поскольку все они недозагружены примерно на 50%. Темпы роста сдерживаются отсутствием необходимых автокомпонентов, в частности дефицитом полупроводников, на преодоление которого потребуется еще год — с учетом строительства новых заводов по производству чипов в Азии. Если вопросы поставок комплектующих будут успешно решены, то Hyundai и Nissan вполне могут и в дальнейшем демонстрировать восходящую динамику, отмечает аналитик.

Общий объем производства в 2022 году может вырасти незначительно, на 1–2%, утверждает господин Гаврилов. Он считает, что основной вклад внесет Hyundai, у которого есть определенный резерв по сравнению с результатом 2021 года. «Toyota показала в прошлом году вообще лучший результат за всю историю завода. Не думаю, что этот показатель можно будет существенно превзойти в 2022 году. Nissan сталкивается с невысоким спросом на свои автомобили. Новых моделей на предприятии пока не предвидится. Поэтому и здесь не стоит ожидать большого роста»,— полагает эксперт.

Вячеслав Калашников

Вся лента