Российскому софту подберут «цифровых атташе»

Что об идее продвижения IT-продуктов за рубежом думают игроки рынка

Минцифры начали поиск «цифровых атташе». Их наймут для продвижения российских IT-продуктов за рубежом. До конца года амбассадоры начнут работу в торговых представительствах в 16 странах, среди них — Бразилия, Германия, Объединенные Арабские Эмираты и Куба. Там они должны будут оказывать поддержку российским компаниям, которые решили выйти на зарубежные рынки. Что об этой идее думают сами игроки рынка? Разбирался Владислав Викторов.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Высшее образование и знание языка страны пребывания — это основные требования к «цифровым атташе», которых ищет Минцифры. Специалистам придется не просто продвигать за рубежом российские IT-продукты, но и просто помогать компаниям выходить на иностранные рынки. В условиях высокой конкуренции бизнес действительно сталкивается с трудностями в других странах.

Но есть еще и локальные особенности, которые часто становятся дополнительной проблемой, делится личным опытом замгендиректора «1С-Битрикс» Сергей Кулешов: «Компаниям не нужно будет изучать все с нуля. Когда есть человек, который подскажет наиболее простой и правильный путь, возможно, где-то поможет с оформлением международных договоров, это, конечно, упростит задачу. Мы шли своим путем, и, поверьте, с каждой страной приходится работать чуть ли не индивидуально, и налоги надо платить в разных странах по-разному, и все это правильно считать. Поэтому помощь в этой задаче, конечно, будет очень полезна».

В последние годы российская IT-продукция пользуется довольно высоким спросом на внешних рынках. В 2020 году, по данным профильного объединения «Руссофт», экспорт вырос более чем на 4% и составил $8,5 млрд. За 2021 год, по прогнозам, рост может составить 20%. И «цифровые атташе» могли бы добавить к этим показателям еще 2-3%. Но вопрос: что продвигать? Пока речь идет о программах, однако основатель и директор по развитию компании Qrator Labs Александр Лямин надеется, что этим не ограничится:

«Список стран: Бразилия, Германия, Казахстан, Турция, Арабские Эмираты, Южная Корея, Куба в принципе полностью совпадает, например, с нашими интересами.

Однако то, что данный пакет фокусируется исключительно на программах, мне кажется, достаточно странным.

Нужно говорить и про программные аппаратные комплексы, и, безусловно, про облачные решения. Таким образом сейчас реализуется очень много во всем мире, особенно в Соединенных Штатах».

Успех этого проекта во многом зависит от того, кто станет «цифровыми атташе». В целом с такой задачей могли бы справиться и работники торговых представительств России в разных странах, однако эксперты говорят, что для эффективной работы это должны быть люди от бизнеса. И генеральный директор компании Oxygen Павел Кулаков считает, что найти хороших кандидатов будет непросто:

«С кадрами будут очевидные проблемы. Нужно обладать широким кругозором, быть экспертом в IT и при этом иметь навыки salesforce, такого хантера, который умеет продавать, продвигать интересы, презентовать, имеет навыки и в маркетинге, и в выступлениях на конференциях. То есть это очень универсальный, профессиональный человек высокого уровня. Таких людей найти будет очень сложно».

С господином Кулаковым готова поспорить глава рекрутингового сервиса Facancy Алена Владимирская. Она уже получила свыше 800 резюме кандидатов, которые хотели бы попробовать себя на должности цифрового атташе: «Ажиотаж огромный. Кому это интересно? Верхний up middle, люди близкие к топам, руководителям большого направления. Много резюме приходят от специалистов "Касперского", российского офиса Microsoft, есть резюме из "Яндекса", из Mail.ru Group. Люди зарабатывают хорошо — от условно 400 тыс. и выше, плюс мотивация».

Примечательно, что многие из соискателей готовы занять эту должность даже с понижением оклада. Первые результаты их работы можно будет увидеть до конца 2022-го — они приступят к своим обязанностям в 16 странах. А через пару лет география присутствия расширится до 28.

Иван Корякин

Вся лента