Поступления налогов в консолидированный бюджет Удмуртии по итогам 2021 года увеличилось на 31% в сравнении с 2020 годом. Такие данные приводит УФНС по республике. При этом в федеральный бюджет перечислено почти в два раза больше средств, в первую очередь рост произошел по налогу на добычу полезных ископаемых. 75% собранных на территории Удмуртии налогов зачислены в федеральный бюджет. Эксперты отмечают, что улучшение ситуации на нефтяных рынках привели к росту поступление НДПИ, при этом влияние пандемии и инфляция не позволяют столь же активно увеличивать поступления в республиканский бюджет.
Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ
Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ
По данным УФНС России по Удмуртии в консолидированный бюджет республики за 2021 год поступило 74,96 млрд руб., что на 31% больше, чем за 2020 год. В федеральный бюджет было направлено с территории Удмуртии 222,5 млрд руб., что почти в два раза больше показателей предыдущего года. Таким образом, в целом с территории республики было собрано налогов на общую сумму 297,4 млрд руб. Рост составил 73%.
При этом если в 2020 году в Удмуртии оставалось 33% собранных налогов, то в 2021 году — 25%.
Как следует из информации УФНС, рост поступлений в федеральный бюджет в основном обеспечен увеличением объемов по налогу на добычу полезных ископаемых. Если в 2020 году по НДПИ было зачислено 72,3 млрд руб., то в 2021-м — 168,6 млрд. На 23% выросли поступления по налогу на добавленную стоимость — до 47,4 млрд.
Поступления в консолидированный бюджет Удмуртии по налогу на доходы физических лиц увеличились на 11% до 28,98 млрд руб., по налогу на прибыль — на 83% до 25,48 млрд. На эти два налога приходится 73% всех поступлений в консолидированный бюджет республики.
В декабре 2021 года госсовет Удмуртии выступил с инициативой разработать поправки в Бюджетный кодекс РФ. Парламентариев не устраивает существующая ситуация, когда 75% собранных на территории налогов уходит в федеральный бюджет, при этом достаточного объема дотаций для развития регион не получает. В конце января 2022 года прошло заседание рабочей группы с участием представителей правительства республики. Руководитель постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам Владимир Паршин тогда отметил, что профильная комиссия проанализировала все изменения в части распределения налоговых доходов, которые собираются на территории Удмуртии, и констатировал, что доля налогов, остающихся в бюджете республики, уменьшается. Рабочая группа, в состав который вошли депутаты, подготовит предложения, в том числе и в части законотворчества, чтобы в региональном бюджете оставалось больше средств на развитие.
«Самый главный вопрос — это внесение изменений в законодательство РФ, чтобы предусмотреть возможность оказания дополнительной финансовой поддержки из федерального бюджета на развитие экономики нашей республики. Нам необходимо подготовить конкретные предложения по разработке новых форм финансовой поддержки из федерального бюджета для бюджетов субъектов РФ, у которых при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы в федеральный бюджет зачисляется более 50% налоговых доходов, собираемых с их территории»,— прокомментировал Владимир Паршин.
Предложения планировалось обсудить с депутатами Госдумы от Удмуртии на этой неделе. Так, на пресс-конференции 3 февраля в Ижевске Андрей Исаев, представляющий республику в нижней палате парламента, пояснил, что на данный момент есть несколько вариантов решения проблемы бюджетной обеспеченности регионов, направляющих в федеральный бюджет большую часть собранных налогов. Раскрывать он их не стал, но отметил, что речь идет не о пересмотре распределения налогов, а о дополнительных дотациях конкретным регионам.
Директор института «Цифровая экономика» ИжГТУ Раиль Галиахметов отмечает, что рост налоговых поступлений в 2021 году на фоне выправления ситуации на нефтяных рынках был ожидаем. Рост объема по НДПИ увеличил в структуре долю поступлений в федеральный бюджет. При этом по налогам, зачисляемым в консолидированный бюджет республики, рост был не столь значительным, хотя показатели по налогу на прибыль организаций достаточно неплохие.
«Мы видим, что идет восстановление предприятий после пандемии коронавируса, однако прибыльность их не такая высокая. Это связано прежде всего с ростом затрат. Дорожают сырье, оборудование, техника. Оборонные предприятия увеличивают расходы на диверсификацию производства и рост доли гражданской продукции. Поэтому финансовый результат по итогу оказывается не такой значительный, чтобы существеннее росли и поступления по налогам»,— говорит эксперт.
По его мнению, в 2022 году стоит ожидать планомерного роста поступления налогов и в федеральный, и в республиканские бюджеты. Новые рабочие места в регионе появляются, и определенный рост зарплаты есть, однако прорыва в условиях сохраняющегося дефицита кадров ждать не стоит. Бизнес продолжает восстановление, однако покупательская способность не растет, остается достаточно высокой инфляция, так что и прибыльность увеличится незначительно
Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал отмечает, что собираемость налогов растет в целом по России, Удмуртия тут не отстает от других субъектов федерации. «Учитывая структуру налоговых поступлений, можно говорить о том, что опорой для роста показателей выступают НДПИ и НДС, в этом году тенденции тут могут сохраниться в силе. Еще одна точка опоры и роста — налог на доходы физлиц, здесь есть перспективы расширения сборов на 2-5%»,— считает эксперт.