«В наших технопарках растет уже второе поколение креативной молодежи»

«Группа ГАЗ» известна дальновидностью своей кадровой политики: одним из первых в стране холдинг начал профориентацию школьников, запустил специализированные инженерные центры в вузах, оплачиваемые стажировки для выпускников и программы поддержки, в том числе жилищные, для молодых специалистов. О ключевых принципах работы, ставших сегодня федеральными трендами, рассказывает директор по персоналу «Группы ГАЗ» Елена Марштупа.

— Как компания оценивает ситуацию на рынке труда в промышленном сегменте? Насколько она прецедентна?

— Для работодателей ситуация напряженная. Мы ощущаем это во всех регионах присутствия холдинга. Кроме последствий демографической ямы 1990-х и перемен, связанных с растущей популярностью удаленной работы и других факторов, которые принесла с собой пандемия COVID-19, есть еще растущие объемы производства. В Нижнем Новгороде, по официальным данным службы занятости, уровень безработицы сейчас на минимальном за последние годы значении — 0,4%, а коэффициент напряженности — 0,16 соискателя на одну вакансию, тогда как еще недавно был конкурс в несколько человек.

По прогнозам, в ближайшие несколько лет обстановка вряд ли улучшится и дефицит базовых рабочих кадров — сварщиков, слесарей, маляров, работников склада, станочников широкого профиля — будет только расти. Для нас это, конечно, вызов.

— Как «Группа ГАЗ» адаптирует собственную кадровую политику к этим условиям?

— Один из важных факторов — это зарплата. В 2021 году «Группа ГАЗ» и Горьковский автозавод предприняли беспрецедентные меры по увеличению уровня доходов сотрудников: за год зарплата на наших предприятиях индексировалась пять раз, на эти цели было направлено более 3,2 млрд руб. В результате сейчас в периметре холдинга по ряду специальностей уровень дохода превышает среднерыночные значения.

Второй принципиальный момент — соцпакет, который постоянно обновляется: мы анализируем потребности людей и, соответственно, расширяем спектр поддержки.

Например, в 2020 году стартовала жилищная программа, в рамках которой компания в течение 10 лет компенсирует сотрудникам 50% ежемесячного платежа по ипотеке плюс значительную часть расходов на уплату процентов. Причем в наших банках-партнерах кредит может быть оформлен без первоначального взноса. Программа рассчитана в первую очередь на производственный персонал и ИТР.

Большой блок работы связан с поддержкой здоровья. Наши работники могут рассчитывать на льготный отдых в санаториях и пансионатах, оплачивая только 20% стоимости путевок, а в детские лагеря и оздоровительные центры — не более 10%. Мы обеспечиваем рабочих горячим питанием, в этом году увеличили соответствующую компенсацию. Очень любим совместные спортивные мероприятия: в любое время года проводим спартакиады, соревнования. Сейчас, например, готовимся к лыжному марафону в Стригинском бору.

Наконец, ГАЗу удалось сохранить существовавшую с советских времен мощную медицинскую базу, и в последние годы мы усиливаем ее современным оснащением, которое редко встретишь даже в частных медицинских центрах. Например, в прошлом году у нас появились собственные ПЦР-лаборатория и рентгенологическое отделение с оборудованием для МРТ- и КТ-исследований, аналогов которому нет в регионе.

— Как ГАЗ привлекает молодежь? Как, на ваш взгляд, можно повлиять на изменение системы ценностей молодых людей, ориентированных на легкий и нестабильный заработок в сфере услуг, а не на карьеру в промышленности?

— О том, что молодежи нужны новые ориентиры, а инженерному делу — поддержка и популяризация, Олег Дерипаска задумался еще в начале нулевых, почти сразу, как стал владельцем Горьковского автозавода. Это было задолго до того, как вовлечение молодежи в техническое творчество стало федеральным трендом, а промышленность столкнулась с реальным дефицитом кадров. Благодаря ему в 2008 году была создана федеральная программа «Робототехника».

Сегодня это целая разноплановая система поиска и поддержки талантливой молодежи. На базе нашего корпоративного университета работают технопарки «Кванториум ГАЗ» и «Техноспейс», в которых в общей сложности занимаются около 500 ребят, ежегодно проводятся робототехнические фестивали.

Главная цель — в игровой форме заинтересовать школьников инженерной мыслью, техническим творчеством, а по мере их роста и развития — привлекать к решению реальных производственных задач. Занятия не ограничиваются робототехникой: есть инженерный дизайн, прототипирование, электроника, английский язык, а также курсы о том, как работать в команде, как презентовать свои результаты.

Уже есть примеры, когда наши кружковцы, получив образование, вернулись к нам на работу и стали наставниками в технопарках. Растет уже второе поколение заинтересованной, креативной молодежи, неравнодушной к будущему своей страны.

Если говорить о студентах, то здесь основной работающий инструмент — программа оплачиваемых стажировок, которую мы запустили в 2018 году сначала в коммерческом блоке, а потом распространили и на инженерно-технический состав — студенты старших курсов, магистранты. Для них мы составляем индивидуальный план стажировки, закрепляем наставников и мягко погружаем в производственную среду и нашу корпоративную жизнь.

С прошлого года программа таких стажировок распространяется на выпускников технических вузов всех регионов страны, которым мы обеспечиваем релокационный пакет: компенсируем затраты на аренду жилья, на переезд. Таким образом к нам переехали студенты из Саранска, Иваново, Кирова, Волгограда и даже Новосибирска.

Важный момент работы с молодежью — мы готовы принимать без опыта. В нашем корпоративном университете есть программы обучения по многим рабочим специальностям.

Можно получить первую профессию или вторую смежную, повысить квалификацию и таким образом увеличить уровень своего дохода. Движение по карьерной лестнице тоже реально: например, в 2021 году в личных кабинетах сотрудников на внутрикорпоративном сайте появился сервис «Вакансии». Каждый может подать свою кандидатуру на открытую позицию.

— За последние несколько лет ГАЗ реализовал новую модель взаимодействия с вузами, предполагающую тесную работу не только в области подготовки кадров, но также в сфере перспективных разработок. Как организована эта работа?

— В Нижнем Новгороде наш ключевой партнер — Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева (НГТУ). Совместно мы развиваем не только базовую кафедру «Создание продукта в автомобилестроении», но и студенческое конструкторское бюро «Роботизированные транспортные средства», которое ведет перспективные технические разработки, например в области беспилотного транспорта.

В рамках нашего сотрудничества создан беспилотный автомобиль «ГАЗель NEXT», который сегодня работает в режиме реальной эксплуатации на месторождении в Ханты-Мансийске. С 2013-го по 2021 год тандем НГТУ и ГАЗа неоднократно становился победителем престижных в вузовской среде конкурсов Минобрнауки РФ и вообще считается одним из самых результативных партнерств в стране.

Наш новый проект с НГТУ и еще пятью учебными заведениями — «Академия IT» на базе корпоративного университета «Группы ГАЗ», ориентированная на углубленную подготовку IT-специалистов для нужд автопрома. В проекте участвуют ведущие высшие и средние учебные заведения региона: НГТУ, филиал Высшей школы экономики, госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, Княгининский университет, автомеханический техникум и губернский колледж. В марте стартует первый поток, обучение бесплатное и рассчитано на полтора года. Со второго семестра студенты будут получать стипендию.

Выпускники получат дипломы и сертификаты о прохождении обучения, в том числе международного образца. А лучших возьмем к себе на работу.

Наша работа с вузами не ограничивается пределами Нижегородской области. В прошлом году в Москве на базе МГТУ им. Н. Э. Баумана был открыт инжиниринговый центр им. А. А. Липгарта — легендарного конструктора ГАЗа, который также заведовал кафедрой «Автомобили» в МГТУ. Центр оснащен современным лабораторным оборудованием для разработки цифровых бортовых устройств. Его специализация — транспортные электроплатформы, программное обеспечение. Электробусы ГАЗ, которые работают на маршрутах Москвы – это как раз совместный продукт наших инженеров и специалистов МГТУ им. Н. Э. Баумана.

— Какой, на ваш взгляд, может быть государственная поддержка для решения проблемы кадрового голода в промышленности?

— В рамках своей программы «Новый социальный вектор» мы регулярно опрашиваем сотрудников о том, что им и их семьям нужно для улучшения качества жизни за пределами заводских проходных. В топе ответов – традиционно доступное жилье, благоустройство дворов, спорткомплексы рядом с домом, зеленые парки. В этом плане «Группа ГАЗ» делает все, что в наших силах, – мы инвестируем в соцобъекты в Автозаводском районе Нижнего Новгорода, в Павлово, в других городах, где у нас есть производства.

Но поддержка государства, соответствующие федеральные и региональные программы очень важны. Чтобы люди не уезжали, им должно быть комфортно жить и работать в своем городе.

К сожалению, та большая программа городского благоустройства, которая финансировалась к 800-летию города, была сфокусирована в основном на центральных районах. В этом году Автозаводский район, как и сам ГАЗ, отмечает свое 90-летие. И, конечно, наши работники надеются, что в этом году власти найдут в повестке место для серьезной программы благоустройства Автозаводского района.