Петербург выносит сор из избы

Реформа

С 1 января 2022 года Санкт-Петербург, с трехлетней задержкой относительно других регионов, начал реформирование отрасли по обращению с отходами. Как город использовал полученное время, попробует подытожить BG.

Старт «мусорной» реформы выглядел как ее полный провал: Петербург оказался завален мусором

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

«Мусорная» реформа стартовала в стране с 2019 года, но на берега Невы пришла на три года позже: Госдума в 2018 году дала Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю отсрочку. Как предписывал 89-ФЗ, в городе должен был быть создан региональный оператор по обращению с отходами, в обязанности которого входит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов (ТБО).

АО «Невский экологический оператор» (НЭО) было зарегистрировано в январе 2021 года, его учредителями являются правительство Петербурга, правительство Ленобласти, ПАО «Интер РАО» и ООО «ВТБ Инфраструктурный холдинг». Регионы получили по 25% + 1 акцию в уставном капитале компании. Руководителем НЭО назначили Екатерину Горшкову, которая ранее возглавляла входящую в «Интер РАО» компанию «Петроэлектросбыт».

Участие соседнего с Петербургом региона в создании компании (в области действует собственный регоператор — АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленобласти», УКООЛО) было необходимо в силу того, что практически все бытовые отходы из города везут именно на полигоны Ленинградской области. По данным областного комитета по обращению с отходами, в 2020 году суммарный вывоз ТБО из Петербурга составил 2,24 млн тонн, сама область генерирует около 720 тыс. тонн отходов. При этом в области уже есть планы по закрытию до 2024 года восьми объектов, где производилось захоронение ТБО, в том числе полигоны «ЭКО-Плант», «Лель-ЭКО», «Профспецтранс», ЗАО «Промотходы» («Северная Самарка»), «Новый Свет — ЭКО», ООО «Полигон ТБО», ООО «Благоустройство» и «Авто-Беркут».

В апреле 2021 года, в соответствии с постановлением городского правительства № 188, полномочия по регулированию деятельности по обращению с отходами, в том числе с ТБО, были переданы от комитета по благоустройству комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга.

Тогда же губернаторы Петербурга и Ленобласти подписали «дорожную карту», представляющую собой поэтапный план мероприятий до конца 2023 года. В то время предполагалось, что территориальные схемы двух регионов будут синхронизированы, а город и область получат единую концепцию по обращению с отходами. Спустя месяц в Петербурге была утверждена городская территориальная схема обращения с отходами.

Конкурс с жалобами

В соответствии с законом в середине июля городской комитет по природопользованию объявил конкурс на право заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТБО. Стоимость десятилетнего контракта составила 131 млрд рублей.

Помимо НЭО, в тендере приняло участие ООО «Ленинградская областная экологическая компания», «дочка» областного регоператора УКООЛО. Едва подав заявку, она пожаловалась в ФАС на организатора конкурса — компанию не устроили методология расчета стоимости услуг регоператора, налогообложение, дата начала работ, отсутствие информации о тарифах в конкурсной документации. Определение победителя было отложено, но ФАС признала жалобу необоснованной и победа НЭО ни для кого не стала неожиданностью.

В начале декабря НЭО объявил конкурс на проектно-изыскательские работы по пяти комплексам переработки отходов (КПО) в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Два из них НЭО планирует разместить в Санкт-Петербурге — на Волхонке и в Левашово. В Ленинградской области компания намерена построить на территории выработанных или существующих песчаных карьеров три КПО: «Дубровка» во Всеволожском районе, «Островский» вблизи поселка Подгорный Выборгского района и «Брандовка» близ Оржицкого поселения Ломоносовского района. Все объекты нового строительства, в соответствии с опубликованным техническим заданием, должны включать цеха сортировки, переработки, компостирования органических отходов и производства альтернативного топлива. Общий объем производительности каждого КПО — до 600 тыс. тонн в год.

Единственное предложение поступило от ООО «КПЭИ» из Новосибирской области, цена контракта — 474 млн рублей. Собственником этой компании через ряд других является ПАО «Интер РАО», также выступившее одним из учредителей НЭО. Объем инвестиций НЭО в строительство каждого из трех КПО в Ленобласти оценивается более чем в 5 млрд рублей.

Конкурс вызвал общественный резонанс в Ленобласти, где население близлежащих поселков выступило против размещения КПО. Требование отменить его проведение поступило и от областного правительства: на двух участках НЭО мог только предварительно рассматривать возможность проектирования КПО, третий участок регоператору не передавался даже для этих целей. Компания вынуждена была внести изменения в конкурсную документацию, увеличить сроки инженерных изысканий, дополнить договор с проектантом перечнем оснований, по которым заказчик вправе отказаться от исполнения работ, в частности — из-за отсутствия исходной разрешительной документации. Кроме того, техзадание на проектирование дополнено более подробным описанием технологии мусоропереработки и количественных показателей конечного продукта: вторичных материальных ресурсов, компоста, альтернативного RDF-топлива и неперерабатываемых хвостов.

Тарификация отходов

Также в декабре правительство Петербурга приняло решение утвердить порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах исходя из площади жилого помещения. Единый тариф регоператора на 2022 год был установлен для населения в размере 969,7 рубля (с НДС) за кубометр, для прочих потребителей — 808,08 рубля за кубометр (без НДС). На практике, с учетом утвержденных в 2016 году нормативов накопления ТБО, это обойдется петербуржцам в 6,4 рубля за квадратный метр площади.

Ассоциация компаний розничной торговли и Ассоциация компаний интернет-торговли немедленно пожаловалась в Смольный на далекие от реальности нормативы накопления, и в ходе рабочего совещания в Смольном было решено снизить нормативы накопления отходов для продовольственных магазинов с 1,5 кубометра на квадратный метр в год до 0,36 кубометра.

Параллельно НЭО проводил конкурсы по определению компаний, которые займутся транспортированием ТБО. Они были объявлены в конце октября, город был поделен на четыре лота. Неожиданным итогом конкурса стало то, что одна из старейших и наиболее крупных компаний Петербурга в области транспортирования отходов, АО «Автопарк № 6 "Спецтранс"», ранее обслуживающая семь районов города, не выиграла ни одного лота. Заявка компании была отклонена, как считают в «Спецтрансе», по формальным причинам. Жалобу компании на результаты тендера ФАС отклонила.

В декабре руководство НЭО потребовало от «Автопарка № 6 "Спецтранс"» до Нового года убрать принадлежащие ему баки для сбора отходов с контейнерных площадок в бывшей зоне ответственности перевозчика. Компаниям в итоге удалось договориться о продлении срока вывоза 20 тыс. контейнеров на первый квартал 2022 года.

Старт «мусорной» реформы гладким не получился: для многих петербуржцев, в особенности жителей Приморского, Невского, Выборгского и Калининского районов, в период новогодних каникул он выглядел как переполненные отходами контейнерные площадки, которые днями ожидали очистки.

Вячеслав Калашников

Вся лента