Фитнес упал и отжался

В Новосибирской области в пандемию увеличилось количество спортивных клубов

Выручка фитнес-центров в 2021 году в Сибири снизилась на 30–40% из-за увеличения расходов и оттока клиентов

Фото: Елена Горбачева, Коммерсантъ

Несмотря на пандемию коронавируса и связанные с ней ограничения, количество участников рынка фитнес-услуг за последний год в Новосибирской области увеличилось. Рост составил 8,2%. Это наибольшая динамика за последние три года. Участники рынка говорят, что прирост обеспечили небольшие студии, открытые в том числе самозанятыми гражданами. В то же время они отмечают, что 2021 год стал сложным для отрасли — выручка снизилась на 30–40% из-за увеличения расходов и оттока клиентов, а ценовой демпинг, который обеспечивают новые игроки, усугубляет положение дел. Аналитики считают, что, учитывая экономическую ситуацию, далеко не все мелкие игроки, открывшие свой бизнес в прошлом году, смогут продержаться и в 2022-м.

Количество фитнес-клубов в Новосибирской области за 2021 год выросло по сравнению с 2020 годом на 8,2% (до 330 организаций), подсчитали в 2ГИС по запросу „Ъ-Сибирь“. Это самая высокая динамика за последние три года. Так, в 2020 году в регионе работало 305 клубов (+1,66% к показателям 2019 года), в 2019 году — 300 клубов (+7,52% к показателям 2018 года). Увеличение количества игроков в этом сегменте отмечается по итогам прошлого года и в других регионах Сибири, например, в Красноярском крае в 2021 году работало 168 клубов (+3,1% к показателям 2020 года). В ряде регионов отмечено незначительное снижение. Так, в Омской области за прошлый год количество фитнес-клубов сократилось на 1,3% (до 154 организаций), в Иркутской области — на 3,1% (до 157).

В 2ГИС объясняют рост числа игроков в этой сфере появлением новых небольших спортивных организаций, в том числе с персональными тренировками. «По пальцам можно пересчитать клубы, которые прекратили работу в прошлом году. Зато открылось очень много мини-клубов, студий, предлагающих монопродукт. Нередко это бизнес самозанятых граждан, однако зачастую студии такого формата работают в „сером“ секторе экономики. В большинстве случаев ни качество услуг, ни уровень сервиса таких организаций не соответствуют ожиданиям потребителей»,— говорит вице-президент Ассоциации операторов физкультуры и спорта в Новосибирской области Екатерина Панферова. Однако за счет появления таких игроков клиентская база, и так существенно сократившаяся, серьезно размывается. Они значительно (до 20%) по сравнению с рынком роняют цены на свои услуги, маржинальность очень снизилась, отмечает она. «Директора клубов боятся поднимать стоимость абонементов, потому что и так достаточно напряженная ситуация на рынке»,— говорит президент новосибирской региональной общественной организации «Федерация фитнес-аэробики» Яна Барвичуте. При этом у ответственных участников рынка выросли расходы на коммунальные услуги, у ряда игроков — на аренду, компании вынуждены соблюдать все необходимые коронавирусные ограничения, отмечает Екатерина Панферова.

О снижении количества клиентов в период пандемии говорят все участники рынка. «Летом был спад спроса, осень также была тяжелой. Существенно на поток посетителей фитнес-клубов повлияло введение в конце осени QR-кодов. У нас на 30–40% после этого просели продажи. Прожили до Нового года как-то, довольно напряженно. Не критично, но довольно тяжело»,— рассказал управляющий новосибирского ООО «Фитнес» (сеть фитнес-клубов «Апельсин») Денис Осадчий. О таком же существенном снижении доходов говорят и другие участники фитнес-индустрии, в том числе в других регионах. По данным руководителя сети спортивно-оздоровительных клубов «Фитнес­фиеста» в Республике Хакасия Татьяны Ширковец, выручка фитнес-клубов «просела» в среднем на 47–58% за время пандемии: «Основная причина — снижение доходов населения, а фитнес в потребительской линейке у россиян стоит на 20-м месте. Сначала — продукты питания, одежда, лекарства, аренда жилья, коммуналка и т.д. Другими факторами, повлиявшими на снижение выручки, стали ограничительные меры (прививки, QR-коды) и рост заболеваемости — кто-то болеет, кто-то боится заразиться и снижает вероятные контакты». Все это отражается на посещаемости клубов, отмечает она.

В таких условиях ценовая конкуренция ставит бизнес на грань выживания, говорит Екатерина Панферова. «Впрочем, опытные игроки рынка придумают, как пережить эти проблемы: те, кто демпингует в текущей ситуации, в итоге сами себе роют долговую яму». Тренд на открытие небольших студий на рынке фитнес-услуг вряд ли будет долгосрочным, считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Очевидно, что их появление связано, с одной стороны, с сохраняющимся спросом населения на фитнес, а с другой — со сложностями ведения крупного бизнеса из-за жестких ограничений, которые наложил ковид почти на все экономические сферы, говорит эксперт. «Вероятнее всего, требования по соблюдению ограничений в таких небольших организациях не такие жесткие, их сложнее контролировать на локальном уровне — отсюда и ажиотаж вокруг такого рода услуг»,— считает Илья Жарский. Между тем пре­имущество крупных сетевых клубов — то, что они могут гарантировать безопасность, предоставить целый ряд услуг зон для отдыха и СПА, а также обеспечить наличие более квалифицированных кадров. «Полагаю, что с учетом экономических факторов далеко не все мелкие игроки, работа которых была запущена в 2021 году, смогут сохранить свое присутствие в обозримом будущем, а в случае смягчения мер в борьбе с коронавирусом большая их часть может вовсе потерять актуальность»,— отмечает он.

Оксана Павлова, Даниил Тарабукин

Вся лента