Польше обещают море нефти

Saudi Aramco высаживается в Гданьске

Саудовская госкомпания Saudi Aramco активизировала экспансию на нефтяной рынок Восточной Европы, где традиционно доминировали российские нефтекомпании, заключив сделку по покупке 30% в Гданьском НПЗ в Польше. При этом Saudi Aramco будет поставлять в Польшу 10–17 млн тонн нефти в год, закрывая до половины потребности страны. По мнению экспертов, Orlen сократит закупки морских партий российской нефти на спотовом рынке, сохранив поставки по трубопроводу «Дружба».

Фото: Amr Nabil / AP

Польская Orlen, которая находится в процессе объединения с группой Lotos, объявила о продаже 30% в Гданьском НПЗ (мощность 210 тыс. б/с) саудовской госкомпании Saudi Aramco за более чем $250 млн. Сделка необходима Orlen для того, чтобы выполнить условия Еврокомиссии для поглощения Lotos. Помимо двух НПЗ в Польше — в Гданьске и Плоцке, Orlen также принадлежат два НПЗ в Чехии и один в Литве.

Сделка с Saudi Aramco сопровождается также заключением крупного долгосрочного контракта на поставку нефти в объеме 200–337 тыс. б/с (10–16,8 млн тонн в год). Это примерно половина от потребления нефти в Польше (31 млн тонн в 2019 году).

«Orlen перерабатывает более 40 млн тонн нефти в год. Этот договор — 20 млн тонн нефти, которая потечет (из Гданьска.— “Ъ”) в разных направлениях — на НПЗ Плоцка, на НПЗ в Можейках, на два НПЗ в Чехии»,— заявил глава Orlen Даниель Обайтек.

Экспансия Saudi Aramco в Восточную Европу, которая исторически была традиционным рынком российской нефти, может представлять риск для российских поставщиков, крупнейшим из которых является «Роснефть». Сейчас Саудовская Аравия и Россия являются партнерами по сделке ОПЕК+, ограничивая добычу своей нефти. Однако, как ожидается, сделка завершится в 2022 году, что откроет путь для конкуренции между производителями.

Игорь Сечин, глава «Роснефти», 13 октября 2015 года:

«Мы наблюдаем сейчас, что Саудовская Аравия впервые вышла даже на рынок Польши поставками сырья через Гданьск. Активно демпингует».

Польские НПЗ исторически закупали Urals, поскольку они расположены рядом с нефтепроводом «Дружба» и технологически ориентированы под переработку среднесернистой нефти. Но Orlen последние несколько лет предпринимает активные попытки снизить зависимость от российской нефти, закупая морские партии из Саудовской Аравии, США и Западной Африки. Польша уже сократила объем долгосрочных контрактов. Так, «Роснефть» в марте 2021 года подписала контракт с Orlen на поставку в 2022–2023 годах до 3,6 млн тонн нефти в год на НПЗ в Плоцке, предыдущие обязательства предполагали поставку 5,4–6,6 млн тонн в год. Также в прошлом году истек контракт «Роснефти» на поставку 2,8–5,6 млн тонн нефти в год на НПЗ Lotos в Гданьске. При этом основной экспортный сорт Saudi Aramco, нефть Arab Light, близок по качеству к Urals.

Вероятно, Orlen сократит объем закупок морских партий Urals на спотовом рынке, но сохранит поставки российского сорта по трубопроводу «Дружба», считает руководитель отдела «Нефтепанорама» международного ценового агентства Argus Владислав Сенькович. По его словам, в 2021 году число российских поставщиков Urals по «Дружбе» на Гданьский НПЗ сократилось до «Татнефти», «Нефтисы» и «Русснефти». Однако, хотя объем поставок нефти других сортов морем увеличивается, это пока еще не привело к ослаблению позиций Urals, замечает эксперт. На российский сорт в прошлом году пришлось 44% ввезенного объема нефти в Гданьск, или почти 146 тыс. б/с по сравнению с 121 тыс. б/с в 2019 году. По данным судовых агентов, морские поставки Urals в Гданьск направлялись из ресурсов «Роснефти», «Сургутнефтегаза», «Нефтисы» и «Русснефти».

Интерес польских компаний к легкой арабской нефти заметно усилился в прошлом году, замечает Владислав Сенькович.

Десять партий этого саудовского сорта общим объемом 19,3 тыс. б/с были поставлены в Гданьск из Сиди-Керира (Египет), где Saudi Aramco хранит сырье для отгрузки в Европу и Северную Америку. В 2020 году в Гданьск поступила одна партия Arabian Light. Помимо Urals, Forcados и Arab Light, в Гданьск в прошлом году поставлялись партии каспийской смеси КТК (15,3 тыс. б/с) и норвежской нефти Johan Sverdrup (14,7 тыс. б/с), а также ряда других сортов. Но часть объемов из Гданьска прокачивается также на НПЗ TotalEnergies в немецком Лейне.

Дмитрий Козлов