Нештрафуемый порог разделил мнения

Нужно ли снижать предельно допустимое превышение скорости в 20 км/ч

Власти вновь поспорили об идее нештрафуемого порога скорости. Ее обсуждают уже несколько лет, а 28 декабря к этому вопросу вновь предложил вернуться заммэра Москвы Максим Ликсутов. По действующим правилам, если водитель превысил скорость на 20 км/ч, это не считается нарушением. Чиновник предлагает сократить данную цифру вдвое. Проект постановления уже направлен в правительство. Минтранс прежде поддерживал идею, а МВД решительно от нее отказывалось. Какое решение примут теперь? Выяснял Иван Якунин.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Логика Максима Ликсутова проста: по мнению заммэра Москвы, эта идея снизит смертность на дорогах в три-четыре раза. Кроме того, на треть должно сократиться число ДТП. Чиновник в беседе с РБК заявил, что так власти планируют бороться и с пробками: когда количество аварий превышает 2 тыс. в день, загруженность дорог автоматически увеличивается на 2 балла. Кроме того, в европейских столицах, по данным господина Ликсутова, нештрафуемый порог в разы ниже: до 5 км/ч, а то и вовсе отсутствует.

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, впрочем, напоминает, что лимит в 20 км/ч появился неспроста: «Расчет защитного интервала состоит из двух частей. Первая — это техническая погрешность. Я сам получал штраф, где камера завысила скорость движения моего автомобиля на 9 км/ч. Второе — ошибки спидометра. Официально допустимая погрешность при определении скорости — 5 км/ч. Итого у нас уже получается 15 км/ч.

При такой плотности контроля, когда каждом столбе висит камера, это вопрос, на самом деле, очень острый. Водитель должен смотреть на дорогу, а не на спидометр».

Критики проекта говорят, что для достижения тех же результатов власти могут использовать и другие меры. Например, на дорогах, где чаще всего происходят ДТП, можно просто поменять знаки: сделать их, например, не 60 км/ч, а 50 км/ч или даже 40 км/ч. Нештрафуемый порог остается прежним, но бюрократических препон будет меньше.

Урбанист Аркадий Гершман подтверждает, что к таким мерам прибегают и за рубежом: «При наличии нештрафуемого порога водитель понимает, что если ограничение скорости составляет 60 км/ч, то сразу понимает, что ему нужно ехать 79 км/ч, иначе получит штраф. Это само по себе глупо. Скоростные режимы в городах устанавливают не просто так. Это, действительно, компромисс между пропускной способностью, комфортом и безопасностью. Согласно исследованиям, основная причина гибели людей на улицах в ДТП — это именно превышение скорости. Поэтому в развитых городах и странах скоростной режим по умолчанию для городов 50 км/ч, и иногда там вообще отсутствует понятие как "нештрафуемый порог". Для городских улиц он должен быть даже не плюс 10 км/ч, а плюс 3-5 км/ч, это максимум».

Звучит логично, но по какой-то причине власти уже несколько лет не могут договориться о переменах в правилах. Минтранс, например, поддерживал проект. А глава МВД Владимир Колокольцев в 2020-м отказался внедрять его, заявив, что на безопасность влияет обустройство дорог: например, разделительные барьеры и ровное покрытие. В правительстве в итоге назвали вопрос дискуссионным и даже обязали ведомства выработать единую позицию. Но этого так и не произошло. Член комитета Госдумы по транспорту Виталий Ефимов полагает, что власти ищут компромиссное решение: «Мы все-таки сократили почти вдвое число жертв ДТП, но все-таки больше 16 тыс. человек погибли на российских дорогах. Из-за этого власти и продолжают искать решение проблемы. На мой взгляд, 20 км/ч — самый нормальный порог. Другой разговор — увеличение штрафов за превышение скорости. Надо наказывать не на 5 тыс. руб. и не на 10 тыс. руб., а, может, на 50 тыс., чтобы водители постоянно держали в голове, что превышать скорость опасно».

Дума уже ужесточила ответственность за превышение скорости на 60 км/ч и более. Водителю грозит штраф в 300 тыс. руб., правда, речь пока идет только о повторных нарушениях. Московская мэрия тем временем фокусируется на борьбе с пробками и ищет новые решения. Например, платный въезд в центр Максим Ликсутов назвал эффективной мерой.

Вся лента