Угроза стагфляции заложена в прогнозы

Мониторинг прогнозов

Собранные аналитиками Института Гайдара на 99,99% результаты конъюнктурных опросов промышленности в 2021 году позволяют подвести не только текущие итоги (см. “Ъ” от 23 декабря), но и обобщить прогнозы развития сектора. Индекс прогнозов промышленности, построенный на ожиданиях спроса, выпуска и занятости, показал в 2021 году лучший результат с 2008 года — благодаря увеличению всех наблюдаемых показателей, лидером среди которых оказался спрос. Прогнозы спроса за год прибавили 14 пунктов, став максимальными с 2007 года.

Однако пик «оптимизма» промышленности по итогам 2021 года зарегистрирован в части прогнозов изменения цен и издержек. Инфляционные ожидания компаний достигли плюс 32 пунктов и оказались на девятнадцатилетнем максимуме. «В 2020 году этот показатель в результате упорной борьбы властей опустился до исторического (с 1992 года) минимума в плюс 7,7 пункта»,— отмечает автор исследования Сергей Цухло. Результаты прогнозирования издержек оказались еще более впечатляющими: баланс ожидаемых изменений себестоимости продукции вырос до плюс 44 пунктов — рекорда за всю историю наблюдений.

Измерив уровень определенности прогнозов спроса, выпуска, занятости и цен (если почти все прогнозы предприятия одинаковы — все выбрали один и тот же ответ из возможных «возрастет», «не изменится», «снизится»,— то степень определенности высокая, если же ответы распределились примерно поровну между тремя вариантами, то ситуация полностью неопределенна), в ИЭП обнаружили, что лишь ценовые прогнозы промышленности на выходе из кризиса 2020 года не смогли переломить негативную тенденцию роста неопределенности — она продолжилась в 2021 году, почти достигнув рекордных уровней 1999, 2000 и 2008 годов (см. график).

«Актуализация факторов ускорения роста промышленности, а значит, и ВВП в целом, является — наряду со снижением инфляции — главной экономической интригой наступающего 2022 года. Если восстановительный рост не получит дополнительного положительного импульса со стороны макроэкономической политики или внешних факторов, угроза стагфляции в среднесрочной перспективе может стать реальной»,— заключают экономисты Центра развития ВШЭ в обзоре результатов промышленности за 11 месяцев 2021 года.

Алексей Шаповалов

Вся лента