Пандемийная оптимизация

Медицина

Пандемия изменила практически все сегменты экономики, и рынок медицинских услуг не стал исключением. Новая реальность заставила консервативную и негибкую медотрасль оперативно реагировать на новые требования рынка и пациентов, а также активнее внедрять инновации.

Пандемия подняла значимость и престиж профессии медицинского работника, но одновременно обострила и без того болезненный кадровый вопрос: ни новое оборудование, ни программы и даже искусственный интеллект не способны полностью заменить врача или медсестру

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Сейчас ситуация в медбизнесе синхронизирована с приходом волн пандемии. Госмедицина была вынуждена мобилизовать всю систему здравоохранения. «Опыт перепрофилирования коечного фонда под лечение пациентов с новой коронавирусной инфекцией, организации инфекционных стационаров сотрудниками конкретных больниц, не имеющих опыт работы с инфекционными болезнями,— эта работа многому научила: просчитывать не на шаг, а на три вперед, учитывать множество факторов и деталей»,— говорит Антон Шадрин , заместитель главврача по медицинской части ГБУЗ ЛО «Гатчинская КМБ».

По его словам, многое в этой критической ситуации пошло на пользу, включая создание новых инфекционных больниц, специальное обучение и опыт медицинского персонала, а также получение медучреждениями необходимого дорогостоящего медоборудования, в частности, аппаратов ИВЛ. «Без пандемии переоснащение и организация дополнительных реанимационных коек могли растянуться на несколько лет»,— считает господин Шадрин. Эксперт замечает, что пандемия подняла значимость и престиж профессии медицинского работника, но одновременно обострила и без того болезненный кадровый вопрос: ни новое оборудование, ни программы и даже искусственный интеллект не способны полностью заменить врача или медицинскую сестру.

Наиболее болезненно отразилась пандемия на реализации двух основных федеральных программ: онкологической и сердечно-сосудистой. «С появлением COVID-19 при положительном ПЦР-тесте онкобольным перестали оказывать профильную медицинскую помощь до выздоровления и отсиживания карантина. Кроме того, люди, которые больны раком, дольше являются носителями вируса и могут быть заразными вплоть до года. Также, исходя из особенностей болезни, необходимо длительное лечение»,— рассказывает Юлия Тарасова, директор службы сопровождения компании «Онкострахование».

Подтверждает ее слова и господин Шадрин. «Тяжелее всех, на мой взгляд, пришлось амбулаторно-поликлиническому звену. Все силы были направлены на борьбу с пандемией, и в стороне остались проблемы диспансеризации, ведение больных с болезнями системы кровообращения и онкологией»,— говорит он.

Ранняя диагностика

Тем не менее есть и положительные моменты. «С точки зрения обнаружения болезни рак стал чаще диагностироваться на ранних стадиях. По данным исследования, проводимого Московским научно-исследовательским онкологическим институтом им. Герцена, в 2019 году 69,6% рака легких было выявлено на III и IV стадиях. Сейчас же этот процент имеет шанс сократиться. Это происходит хотя бы потому, что людям с подозрением на COVID-19 делают томографию, на которой как раз и может обнаруживаться проблема»,— поясняет госпожа Тарасова.

В других направлениях ситуация с диагностикой хуже, так как большинство отложили ее из-за опасения заразиться ковидом в лечебном учреждении или по дороге к нему. «Со временем мы можем ожидать роста заболеваемости, не связанной с вирусом COVID-19. Люди сейчас обращаются к врачам только в случае крайней необходимости, что не позволяет диагностировать и купировать заболевания на ранних стадиях. В ближайшем будущем станут понятны типичные осложнения, переходящие в хронические состояния, требующие мониторинга и лечения пациентов, перенесших вирусную атаку COVID-19»,— прогнозирует Антон Зыбин, генеральный директор компании «Ланцет».

Развитие получили медицинские услуги, связанные с коронавирусом: ПЦР-тестирование, выявление антител. «Есть компании, чья выручка целиком зависит от ковида. Яркий пример — клиника "Архимед", которая занимается проведением ПЦР-тестов в своих точках в аэропортах. Для классических лабораторий медицинских анализов сейчас выручка от ковидных услуг зачастую составляет 50% и больше. Люди в принципе стали сдавать меньше анализов, а если и приходят в процедурный кабинет, то чаще всего это связано именно с коронавирусом как с самым актуальным на сегодня заболеванием»,— говорит Константин Рябцев, CEO цифровой лаборатории Lifetime+.

С тем, что за время пандемии сильно вырос сектор частных лабораторий и клиник, проводящих исследования на ковид, согласна и Ксения Глицман, маркетолог сервиса записи к врачам «НаПоправку»: «С января 2018-го по ноябрь 2021-го спрос на лабораторную диагностику вырос в 4,5 раза». Также по информации сервиса, заметен рост спроса на услуги психиатров и наркологов, а также сопутствующие услуги, например, выведение из запоя. Рост количества запросов на кодирование, в том числе на дому, сильно увеличился в июле — что коррелирует с волной заболевания.

В рост пошли и услуги частных медицинских центров, что тоже вполне объяснимо. «Пандемия не отменила других заболеваний, но сейчас государственная медицина в основном сосредоточена на борьбе с вирусом. Кроме того, отмечается большая перегруженность бюджетных ЛПУ. Поэтому пациентам с хроническими заболеваниями или какими-то проблемами по узким направлениям приходится обращаться в частные клиники и центры»,— говорит Нина Ботерашвили президент медхолдинга «Медика». Частным клиникам пришлось научиться подстраиваться под пики эпидемиологической ситуации. «Так, в период обострения, как правило, отмечается высокий спрос на диагностические услуги: лабораторные и рентгенологические, консультации врачей общей практики и терапевтов. Повышается уровень тревожности среди пациентов, у которых нет проблем со здоровьем, но они хотят исключить новую коронавирусную инфекцию. В периоды спада вновь становятся востребованными услуги косметологии, плановые осмотры и обследования узких специалистов, в особенности тех, кто занимается постковидными осложнениями. Это кардиологи, неврологи, психотерапевты, пульмонологи, физиотерапевты»,— подтверждает она.

На расстоянии

В выигрыше те, кто запустил дистанционный форматы взаимодействия: телемедицину, мониторинг, чекапы без посещения клиники на базе лабораторий или анализов на дому. «Врачи приняли и положительно оценили новый формат работы. Особенно популярен гибридный формат: первичный очный прием и дальнейшее ведение в телемеде»,— отмечает Алексей Образцов, директор клиники «Ренессанс-страхование». Тренд на телемедицинские консультация позволил оказывать помощь дистанционно, в том числе ставить диагнозы пациентам в «красной зоне», а жители удаленных районов страны смогли получить консультации онлайн.

По оценкам McKinsey, пик роста глобальной индустрии телемедицины пришелся на апрель 2020 года. «Количество онлайн-консультаций в сфере здравоохранения увеличилось в 78 раз. В России телемедицина долгие годы развивалась исключительно стараниями отдельных медиков-энтузиастов, а доверие к технологиям в сфере здравоохранения было крайне низким. И хотя пандемия несколько улучшила отношение россиян к телемедицинским продуктам, индустрия росла в разы медленнее. Тем не менее спрос на онлайн-консультации в первом полугодии 2020 года все же увеличился: на 177% в сравнении с аналогичными периодом годом ранее»,— указывает Ирина Степанова, руководитель направления видеорешений и аксессуаров для совместной работы компании Logitech.

Помимо телемедицины, российские лидеры здравоохранения проявляют интерес к искусственному интеллекту. «COVID-19 стал толчком к внедрению новых технологий в государственной системе здравоохранения. Например, в Петербурге запущен проект по каталогизации исследований легких во время диагностики пациентов с COVID-19. Изображения легких пациентов сохраняются, чтобы в дальнейшим их можно было исследовать на предмет других патологий, например рака легких. Такой ретроспективный анализ выполняется с помощью инструментов искусственного интеллекта. Пациенты с выявленными отклонениями направляются на дополнительное обследование»,— делится Александр Аккуратов, региональный директор Philips в России.

Перспективно развивается и новая ниша — постковидная реабилитация, ставшая одной из главных услуг частной медицины. «В этом направлении спрос сейчас постоянно растет, но требуется высокая квалификация врачей: необходим комплексный подход к лечению, грамотное сопровождение»,— подчеркивает господин Образцов.

«Спрос на отдельные "постковидные" направления вырос в 4,5 раза. COVID-19 обостряет приступы хронической боли у многих пациентов, а общая ситуация неопределенности и тревожности усугубляет это состояние. Среди других симптомов, с которыми переболевшие пациенты обращаются к нам,— быстрая утомляемость, повышенная тревожность и раздражительность, нарушения памяти, одышка, нарушения артериального давления и другие сердечно-сосудистые осложнения»,— говорит госпожа Ботерашвили. Государственным поликлиникам просто не под силу взять на себя весь объем необходимой помощи.

Анастасия Демичева

Вся лента