Услуги выгоднее стройки

Сервисный сектор требует меньше физической инфраструктуры и больше приносит в ВВП

Информационная инфраструктура постепенно вытесняет физическую в экономике, выяснили аналитики Всемирного банка (ВБ) — этому способствует рост доли нематериальной продукции и услуг в глобальном ВВП. В новых условиях ради развития странам придется вместо физического расширения автодорожной и железнодорожной сети сосредоточиться на качестве предоставляемых ими инфраструктурных сервисов. Для развивающихся экономик ускорение роста в ВБ связывают теперь с госинвестициями не в асфальт, рельсы и кабели, а в повышение технологичности и сервисных составляющих инфраструктуры.

Фото: Michael Probst / AP

Всемирный банк в свежем исследовании «Вклад физической инфраструктуры в экономический рост» (декабрь 2021 года) проанализировал вклад в рост ВВП 87 стран в период 1992–2017 годов пяти основных инфраструктурных компонентов: железных дорог и автодорог, электроснабжения, мобильной и наземной телефонной связи. Эксперты сравнили ряды данных с результатами предыдущих исследований, в которых также изучалось влияние инфраструктуры на ВВП, и выяснили, что ранее оно недооценивалось (одной из причин переоценки стало включение в анализ данных о мобильной связи в качестве отдельного компонента инфраструктуры). Также выяснилось, что в 1992–2017 годах одни и те же затраты труда и капитала на инфраструктуру давали больший эффект на ВВП развивающихся стран, чем развитых.

При этом вклады самих «инфраструктурных» отраслей в экономический рост оказались также сильно дифференцированы, показали в ВБ: так, телекоммуникации и электроэнергетика в 1992–2017 годах при сопоставимых затратах давали вдвое больший прирост ВВП, чем вложения в транспортную инфраструктуру. Бум телекоммуникаций в последние десятилетия свидетельствует, что рост ВВП может стимулироваться за счет более качественной информации, которая расширяет доступ к рынкам для товаров. В свою очередь, улучшение доступа к телекоммуникационным услугам, предоставление которых обходится дешевле электроснабжения или транспорта, может повысить производительность. При этом инвестиционный цикл в телекоме короче, чем в строительстве физической инфраструктуры, и выход на прибыль быстрее выражается в рост экономики.

Эксперты ВБ советуют странам, особенно развивающимся, не инвестировать в железные и автодороги как таковые, так как они сами по себе не увеличивают темпы роста ВВП.

К примеру, развивающейся стране необязательно вкладывать большие средства в автодорожное строительство, чтобы пытаться конкурировать по количеству дорог с США. Намного дешевле и проще улучшить экономическое положение за счет услуг, которые могут предоставить дороги, и вложений в технологии более интенсивного использования имеющейся транспортной сети.

Декабрьская публикация ВБ продолжает тематику выпущенной банком в сентябре книги «К вашим услугам? Перспективы развития с упором на услуги» — в ней эксперты ВБ Гаурав Найяр, Мэри Холлуорд-Дримайер и Элвин Дэвис констатировали, что в последние три десятилетия сфера услуг росла быстрее, чем промышленность во многих развивающихся странах — к 2019 году в них на долю услуг приходилось 55% ВВП и 45% занятости, и что страны могут использовать преобразующие возможности сервисного сектора независимо от уровня их индустриализации: в 2021 году уже около 68% всех онлайн-фрилансеров жили в странах с низким и средним уровнем дохода.

Эксперты ВБ отметили, что в сфере услуг уже проводится больше НИОКР, чем в промышленности.

Тенденция наблюдается в Индии, Пакистане, Филиппинах, Гане и Коста-Рике, где сфера IT, профессиональные, научные и технические услуги составляют более половины экспорта услуг, а сами технологии, как использование «больших данных», позволяют совершенствовать транспортные системы и усиливать конкуренцию в торговле.

ВБ советует странам расширять торговлю услугами, ускорять введение новых технологий, повышать квалификацию сотрудников и уделять внимание услугам, которые приносят пользу нескольким отраслям одновременно.

Георгий Смирнов

Вся лента