«Сложности в коммуникациях — это период настройки двух новых команд»

Алексей Демкин - об итогах работы на посту главы Перми за первый год

В декабре 2020 года администрацию Перми возглавил депутат Пермской городской думы и гендиректор ПЗСП Алексей Демкин. За год новый мэр сформировал команду и возглавил список «Единой России» на выборах в Пермскую гордуму. Об основных итогах работы на посту, о взаимоотношениях с краевой властью и перспективах развития города глава Перми Алексей Демкин рассказал в интервью «Guide — Итоги года».

GUIDE: Год назад вам поступило предложение от губернатора края стать главой города. Что стало для вас определяющим для принятия решения? Советовались с отцом, Николаем Ивановичем Демкиным, почетным гражданином Перми?

Алексей Демкин: Решение я принимал самостоятельно. По такому вопросу никто не может дать совет — человек сам должен быть готов к этой работе.

Мой отец, Николай Иванович Демкин, много дал мне в жизни самостоятельности, когда я еще работал на ПЗСП. Было дано направление, но управлял предприятием сам и только своевременно докладывал о результатах.

Поэтому сначала я принял для себя внутреннее решение работать главой Перми, и лишь потом собрал членов семьи и объявил о смене места работы, а потому нужно было задуматься о новом руководителе ПЗСП.

Что стало определяющим при принятии решения? Возраст. Долгие годы я рассчитывал, что в Перми будут прямые выборы главы города, хотел в них участвовать. Но в регионе сложилась иная система формирования власти. Поэтому после предложения губернатора попробовать себя на этой работе, пройти конкурсную комиссию, я согласился.

G: Через полгода после вашего утверждения состоялись выборы нового состава депутатов гордумы. Есть ли там помимо членов фракции «Единая Россия» ваши сторонники? Много ли их?

А.Д.: Как член городской тройки от партии, конечно, я был включен в избирательный процесс. Задача главы города в том, чтобы администрация и представительный орган работали слаженно. С одной стороны, это разные ветви власти, но на самом деле они ориентированы на одни задачи и занимаются совместным нормотворчеством. Для меня важно, чтобы представительный орган был рабочим и поддерживал городские и региональные проекты.

Безусловно, интересовался, каким образом идет процесс. Я возглавлял список «Единой России», ездил по крупным промышленным предприятиям, рассказывал, чем планирует заниматься городская власть и партийное руководство, какую программу будем реализовывать на территории Перми в следующие пять лет.

Считаю, что дума сформирована неплохо. Там есть депутаты, которые работают уже несколько созывов, но и большое количество новичков. Это позволит думе, с одной стороны, сохранить некоторую преемственность и традиции, а с другой — придать динамику.

G: Вы начали формировать команду с ее обновления, убрали старожилов, которые работали в ней еще со времен Анатолия Маховикова (бывший сити-менеджер Перми). Почему не продлили контракты заместителям Анатолию Дашкевичу и Людмиле Гаджиевой?

А.Д.: Я счел, что эти люди могут себя показать на более высоком уровне. Людмила Анатольевна сейчас работает в структуре департамента образования правительства Москвы. Анатолий Вячеславович исполняет обязанности руководителя пермского управления Росавтодора. Людям нужно давать возможность расти, чтобы они не засиделись. В целом они занимали свои места заслуженно, но я посчитал, что они могут достигнуть большего. И такая возможность им была предоставлена.

G: Будете ли менять структуру мэрии?

А.Д.: В ближайшие полгода планирую завершить формирование своей команды. В дальнейшем буду настраивать коллег на внутреннюю консолидацию, а также на улучшение взаимодействия с региональными коллегами. Сегодня еще недостаточно хорошо выстроена вертикальная связь. Те управленческие сигналы, которые поступают в администрацию города с регионального уровня, не всегда реализуются с той скоростью, с которой бы хотелось коллегам из края, поскольку город всегда имел самостоятельность в хозяйственном управлении.

G: Нынешняя блоковая система в администрации, сложившаяся еще десять лет назад, структурно совпадает с правительством?

А.Д.: Эта система — вертикаль власти: правительство РФ — правительство региона — муниципалитет. Сигналы сверху вниз идут из федерального правительства, попадают в исполнительные органы власти региона, несколько трансформируются и направляются на уровень муниципалитетов. Если что-то поменяем, то нарушим структурную связь. Соответственно, задачи, поставленные с самого верха, перестанут реализовываться.

G: В команду мэра стараются делегировать своих представителей различные центры влияния, бизнесмены, депутаты. Как попасть на руководящую должность? Часто ли просят краевые власти назначить того или иного сотрудника?

А.Д.: Администрация Перми, как и большинство органов власти, нуждается в квалифицированных кадрах. Полагаю, что вакансии в горадминистрации могут заполняться и за счет представителей разных профессий, разных крупных холдингов, разных социальных групп. Это позволит сбалансировать команду и правильно взаимодействовать с горожанами.

Такие предложения постоянно поступают. Я регулярно их рассматриваю, встречаюсь с кандидатами. После собеседования и проверок принимаю решение. Сложность заключается в другом: сегодня затащить на муниципальную службу профессионала тяжело. Уровень оплаты труда, объем задач, ответственность, среда постоянного стресса,— не каждый готов в нее окунуться.

G: Вы частично поменяли глав районов. Планируете продолжить этот процесс?

А.Д.: Настройка взаимоотношений продолжается. Если наступит момент недовольства тем или иным руководителем района, конечно, он будет заменен. Пока все работают в рамках заключенных контрактов. У каждого свой срок.

G: Как складываются отношения с краевыми властями, с губернатором?

А.Д.: У нас с Дмитрием Николаевичем (губернатор Пермского края Дмитрий Махонин.— «Guide — Итоги года») отношения как были хорошие, так и остались. Нас объединяют одни общечеловеческие ценности, то, что мы выходцы с одной территории, оба любим город, который хотим развить. Хотим, чтобы он улучшил свои позиции в рейтинге городов России. И мы одинаково настроены на долгосрочный период реализации своих полномочий. Уверен, нам предстоит еще много сделать.

А сложности в коммуникациях — это просто-напросто период настройки двух новых команд. В город и край пришли новые люди, и задача двух руководителей — сделать так, чтобы они начали работать как единый механизм.

G: Бюджетные возможности Перми сильно ограничены. Был взят коммерческий кредит. Многое, как многомиллиардные проекты по реконструкции ул. Крисанова, Строителей, пришлось отдать в край. Есть сложности с наполнением бюджета?

А.Д.: Наполняемость бюджета в этом году чуть выше, чем год назад. Но объем проектов, которые мы планируем реализовать, только растет.

Администрация Перми договорилась с руководством края, что этот период до городского юбилея пройдет с бюджетным дефицитом. После 2023 года прогнозируем профицитный бюджет и погашение взятых обязательств. В доходах — мало сомнений. Пермь — крупный промышленный город, где есть нефтехимия, машиностроение. Эти отрасли формируют хорошие поступления в бюджет. Мы объявили о необходимости привлечения коммерческого краткосрочного кредита. Технически нужно пройти короткий промежуток (IV квартал 2021 года — I квартал 2022-го.— «Guide — Итоги года»), чтобы исполнить свои контрактные обязательства. А дальше рассматриваем поступления в текущем режиме. Все исполним.

G: Какие средства сейчас идут на 300-летний юбилей Перми?

А.Д.: Собственные доходы Перми составляют около 20 млрд руб. в год. За оставшееся до юбилея время расходуем примерно 45 млрд руб.— это и средства муниципалитета, и средства федерального и регионального бюджетов. Мы участвуем в нацпроектах, привлекаем средства на благоустройство, социальную инфраструктуру. Регио­нальный бюджет также направляет средства на проекты, связанные с благоустройством: фасады, улицы. Всего за три года на подготовку города к юбилею направим около 60 млрд руб. А с учетом инвестиционного периода на юбилей Перми, который начался с 2019 года, выходит под 200 млрд руб.

G: Процесс подготовки Перми к 300-летию контролируется федеральными и краевыми властями. Чем городские власти занимаются в рамках подготовки?

А.Д.: Я вхожу в региональный штаб по подготовке к празднованию юбилея города сопредседателем. Все проекты, которые реализуются в городе, проходят с нашим обсуждением. В конечном счете реализовывать эти задачи приходится городу. Есть федеральный уровень власти, есть региональный. И есть местные власти, которые тут, на земле, воплощают проекты.

G: Главный бич эффективности работы власти в Прикамье — низкое исполнение инвестиционной программы. И в Перми есть объекты, которые строятся чуть ли не десятилетиями, тот же крематорий. Как вы собираетесь решать эту проблему?

А.Д.: В Перми с исполнением инвестиционных программ все неплохо. По поводу крематория. Нам предлагали передать его в концессионное соглашение. Мне удалось убедить краевые власти, что целесообразнее достраивать крематорий собственными силами. Мы устанавливаем санитарно-защитную зону. Роспотребнадзор должен выпустить соответствующий документ. В течение квартала в районе Восточного кладбища будет установлена санитарно-защитная зона — необходимое условие для запуска крематория, и мы начнем его достройку. Через год, максимум через полтора, мы введем его в эксплуатацию.

G: Сколько будет стоить достройка?

А.Д.: Примерно 100 млн руб. Я лично смотрел объект: несмотря на возраст постройки, он сохранился хорошо: были предприняты должные меры по его консервации, ничего не было растащено. Как следствие, завершение его строительства будет стоить не так дорого. Администрация уже преду­смотрела денежные средства на 2022 год на приобретение технологического оборудования.

G: А Восточное кладбище успеваете построить до конца года? Не будет проблем с отсутствием мест для захоронений в Перми?

А.Д.: Этот процесс идет параллельно с работами по крематорию. Как только будет установлена необходимая санитарная зона, Восточное кладбище будет готово к захоронениям. У нас в городе 17 кладбищ, где происходят как новые захоронения, так и урновые захоронения и подзахоронения, места есть.

G: В прошлом году край инициировал передачу градостроительных функций на региональный уровень. Что поменялось?

А.Д.: На самом деле перераспределение полномочий произошло не для удобства чиновников, а для населения. Если население и бизнес по итогам 2022 года скажет, что стало лучше, то хорошо. Если хуже, значит необходимо делать какие-то оргвыводы.

G: Сообщалось о намерении края забрать на свой уровень функцию муниципального заказа. Городу нужна эта функция?

А.Д.: Конечно, муниципальный заказ — важная вещь в управлении городом. Но речь немного не об этом. Край планирует зайти в пилотный проект и часть закупок перевести с муниципального уровня на уровень субъекта Федерации сроком ориентировочно на год, чтобы посмотреть, насколько эффективно будет работать такая система.

G: Вопрос про нашумевшее предложение «Кортроса» застроить Камскую долину. Вы уже выразили отношение к проекту — его обсуждение преждевременно. В чем преждевременность?

А.Д.: В той интенсивности, с которой руководство пермского «Кортроса» стало это делать — публично обсуждать и представлять на различных строительных выставках. На экономическом форуме в Санкт-Петербурге руководство ГК «Кортрос» обсуждало со мной и губернатором возможность застройки Камской долины. Интерес с нашей стороны был проявлен, но в то же время было заявлено, что проект может быть реализован только при одном условии — при наличии нового моста через Каму.

Нельзя при существующем Коммунальном мосте взять и построить более миллиона квадратных метров жилья: это вызовет транспортный коллапс на правом берегу Камы.

G: А как решить проблему с зоной потенциального затопления Камской долины?

А.Д.: Это из разряда городских страхов и легенд. Есть Камская ГЭС, которая регулирует уровень воды в реке. Кроме того, есть мероприятия, которые позволили бы сделать площадку более безопасной для проживания. Например, со стороны реки делается обваловка берега. Еще один вариант — строятся водные каналы, они могут выполнять функции как сброса лишней воды, так и для дополнительного передвижения средств легкого водного транспорта. Это создаст дополнительные условия комфорта для проживающих в микрорайоне.

G: «Сатурн-Р» продал участок в ЖК «Арсенал», где ему городские власти отказали в пересмотре этажности. Что там в итоге будет построено?

А.Д.: Новый собственник — ГСК «Мегаполис» — собирается возвести на участке под IV очередь «Арсенала» жилой комплекс переменной этажности. Компания знает существующие градостроительные параметры этой территории, и значит, ее устраивают условия сделки. Даже при существующих ограничениях освоение этой площадки может быть рентабельно. Сейчас рынок жилья изменился, и цена реализации стала неплохой. Важную роль при застройке этой земли будет иметь плотность жилья. Чем выше коэффициент плотности, тем лучше экономика.

G: Вы сторонник развития города в центре или по окраинам? Какие-то концептуальные изменения предлагаются в новом генплане города?

А.Д.: Я сторонник того, что многоэтажная застройка должна уплотняться к центру. На окраинах должно появляться индивидуальное жилье. Традиционные модели развития городов — такие.

По генплану серьезных изменений не предвидится. К третьему кварталу следующего года будет понимание, как можно использовать территорию Камской долины, если будет ясность по мосту.

G: Когда переедет Пермский зоопарк? Что будет на его месте?

А.Д.: Когда край построит первую очередь нового зоопарка. Часть животных мы можем временно переместить на территорию конноспортивного комплекса в поселке Ферма. Такой вариант обсуждался и касался только парнокопытной части коллекции. Остальных это не касается — они останутся на месте. Переезд всех животных планируем в сентябре 2022 года. На месте зоопарка будет проведено благоустройство территории, там планируется сделать общедоступный парк и памятное место возле собора.

G: Как продвигаются переговоры по возврату ДК имени Ленина?

А.Д.: У власти уже 15 лет есть стойкое желание ДК вернуть. Но владелец не горит желанием расстаться с имуществом. Он попросил за него сумму, в 10–15 раз большую, чем та, за которую приобрел. Задали ему вопрос: «Какие варианты»? Ответил: «Найдите, что бы меня устроило». Сейчас занимаемся поиском объектов, которые ему можно было бы предложить на замену. Второе: пошли в суд. Выяснилось, что он несколько лет не платил налог на землю, забыл. Предъявили ему требования.

G: После избрания главой вас регулярно обвиняют в лоббировании интересов ПЗСП.

А.Д.: ПЗСП — успешная компания, и злопыхателям проще приписать ее успехи на счет бывшего руководителя, а ныне главы Перми. Переубедить их нельзя, я не обращаю на них внимания. Со своим братом, который возглавил предприятие, за год, может быть, общался раз пять по рабочим вопросам. И разговоры были связаны с окончанием проектов, которые мною были начаты на посту директора ПЗСП. Евгений Николаевич (Евгений Демкин — генеральный директор ПЗСП) полностью самостоятелен в избрании стратегии развития предприятия.

G: Вы прошли крещение своим первым снегом. Как сработали службы?

А.Д.: Снегопады были прямо перед приездом премьера РФ Михаила Мишустина. Но мы вычистили город, замечаний со стороны региональных властей по поводу подготовки к визиту не было. А в ночь на пятницу, после отлета премьера, снег выпал уже в экстремальных объемах — толщина покрова была 15 см. Причем он пошел в самый неудобный с точки зрения производства работ момент — с четырех до девяти утра. Поэтому его было так много в городе. В субботу я объехал улицы, и уже было чисто.

Качественно делать свою работу подрядчики будут только в том случае, если мы их будем контролировать и наказывать. К сожалению, на призывы к совести уповать нельзя. Воспитание происходит только кнутом и удержанием рубля. Мы стараемся настроить систему таким образом, чтобы контролеры своевременно проходили, а главы районов своевременно выписывали штрафные санкции. Иногда забывают.

G: У многих глав Перми были проекты по переезду из здания администрации на Ленина, 23, в новый офис. У вас нет таких мыслей?

А.Д.: Идея построить объект, в который можно будет объединить все подразделения администрации вместе с подведомственными учреждениями, не нова. И с одной точки зрения она кажется целесообразной — она быстроокупаемая. Даже, по законам бизнеса, сверхвыгодна.

С точки зрения здравого смысла ее можно было бы реализовать — тем самым сократили бы значительную часть бюджетных средств, которые мы сейчас тратим на содержание десятка офисных зданий. Но для ее реализации, по крайней мере до 2025 года, в бюджете нет средств. Отмечу, что здание на Ленина, 23 — это 10% муниципальных площадей, остальные разбросаны по всему городу. Пока изучаем эту тему.

Беседовал Вячеслав Суханов

Вся лента