Законотворчество в поддержку просто творчества

Подготовлена новая версия законопроекта об определении креативных индустрий

Белый дом продолжает регулирование творческих (креативных) индустрий. Закрепление в законопроекте Минкульта понятий, необходимых для развития креативных индустрий и креативного предпринимательства, должно стать основой системы оказания господдержки новой для российской экономики отрасли. Основой определения креативных индустрий предлагается природа их выручки или вложений — не менее половины их в году должны составлять результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Минкульт подготовил проект поправок к законам об основах законодательства о культуре и развитии малого и среднего предпринимательства, формирующих правовую базу для создания института творческих (креативных) индустрий. Соисполнителями документа указаны Минфин и Минэкономики. Первую попытку дать определение основных понятий и субъектов творческих индустрий ведомство предприняло еще в мае 2021 года — документ предусматривал внесение изменений только в закон об основах законодательства о культуре. Закрепление понятий должно стать основой системы оказания господдержки отрасли — предполагается, что с ее помощью к 2030 году доля креативной экономики вырастет до 6% ВВП, в 2019 году ее доля составила 2,4% ВВП (см. подробнее “Ъ” от 28 сентября).

В первой версии законопроекта под творческими индустриями понимались сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели (ИП) в процессе творческой и культурной активности производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью.

Обновленная версия документа определяет творческие индустрии как сферы экономической деятельности, в которых субъекты креативного предпринимательства, иные организации, объединения и физлица в процессе творчества обеспечивают полный цикл производства, распространения определенной группы культурных ценностей и благ в виде продуктов (товаров, услуг), обладающих экономической ценностью.

Критериями отнесения юрлиц, ИП и их объединений к субъектам творческого предпринимательства являются стоимость созданных за календарный год результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (не менее 50% расходов) и(или) доля дохода (выручки) от распоряжения правами на них, включая реализацию материальных носителей, в которых такие результаты и средства выражены (не менее 50% в общем объеме доходов (выручки) на протяжении не менее чем одного календарного года)).

Эксперты неоднозначно относятся к этой стратегии определения индустрии, констатируя, что «доходный метод» идентификации креативности бизнеса имеет свои недостатки. Впрочем, кажется, для правительства это принципиальный подход, и вопрос считается решенным. Так, информация о креативных предприятиях, согласно проекту, должна быть впервые внесена в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10 апреля 2023 года. Предыдущая версия документа предусматривала внесение сведений о субъектах творческого предпринимательства в спецреестр ФНС, из проекта Минкульта следует, что в нем нет необходимости. Из этого, отметим, следует, что в возможность появления в ближайшее время в РФ крупного креативного бизнеса в понимании законопроекта правительство в принципе не верит.

Документ также определяет восемь видов мер поддержки творческих предприятий. Среди них —

обеспечение доступа к необходимой инфраструктуре;

оказание финансовой помощи (в том числе в рамках предоставления субсидий);

имущественная поддержка, в том числе посредством предоставления во владение и(или) в пользование государственного и муниципального имущества на льготных условиях. Последний вид поддержки, отметим, сейчас выглядит наиболее востребованным.

Венера Петрова

Вся лента