«С точки зрения рынков сбыта, экономика оживает и спрос вырос»

Вице-президент «Евраза» Денис Новоженов о том, как пандемия изменила отрасль

Вице-президент «Евраза», руководитель дивизиона «Урал» Денис Новоженов рассказал о влиянии пандемии COVID-19 на спрос, перспективах нового производства железнодорожных колес в особой экономической зоне «Титановая долина» и развитии промышленного туризма.

Guide: Насколько сильно на вашу деятельность влияет пандемия COVID-19?

Денис Новоженов: Пандемия чуть тормозит экономику. В прошлом году мы приняли решение приостановить часть инвестпроектов. Так делали многие предприятия. Сегодня проекты вновь в работе.

За время своей работы я переживал не один кризис, поэтому мы и сегодня смогли оперативно перестроить свою работу в условиях пандемии. Мы разводили потоки людей на проходных, приобретали средства индивидуальной защиты, проводили ПЦР-тестирование сотрудников, ввели дистанционную работу и обязательное ношение масок. Сократили количество очных совещаний, перевели их в Zoom.

В целом в 2020 году дивизион «Урал» потратил на борьбу с пандемией 788 млн руб., в этом году планируем потратить около 580 млн руб. Это серьезные суммы. За два года пандемии мы много помогали социальным и медицинским учреждениям наших городов присутствия — Нижнему Тагилу и Качканару. Мы покупали лаборатории и аппараты ИВЛ, защитные маски и костюмы, концентраторы кислорода. Направили 142 млн руб. на приобретение оборудования для больниц.

G: Вакцинация персонала проходит без проблем?

Д.Н.: Сразу после появления вакцины от коронавируса мы начали вакцинацию. Первыми вакцинировались 150 руководителей, и я сам в том числе. Своим примером мы убедили людей в том, что вакцинация безопасна и необходима. Руководители постоянно объяснили сотрудникам, зачем нужно ставить вакцину, мы поощряли вакцинировавшихся и проводили розыгрыши сертификатов на 25 тыс. руб. среди привившихся. Летом было вакцинировано около 50% работников, сегодня эта цифра приближается к 80%. У нас на предприятиях сформирован сильный коллективный иммунитет, поэтому, когда начался рост заболеваемости, наши работники заболевали гораздо реже. Сейчас мы делаем акцент на ревакцинацию, и уже более 25% сотрудников поставили повторную прививку, я в том числе.

G: Как вы оцениваете состояние экономики в 2021 году? Насколько высок был спрос на продукцию?

Д.Н.: С точки зрения рынков сбыта, необходимо отметить, что экономика оживает и спрос вырос. Скорее всего, итоговые цифры «Евраз Нижнетагильского металлургического комбината» по производству чугуна и отгрузке товарной продукции будут даже выше, чем планируемые, так как и коллектив отработал очень хорошо, и рыночная ситуация 2021 года складывалась удачно. Мы ожидаем, что в этом году на 10–15% перевыполним план по продаже колес и строительной балке и на 50% — по вагоностроительным профилям.

Мы расширяем сортамент каждый год. Ежегодно добавляем в портфель продуктов пять-семь новых видов колес, дополнительные литеры балок и новые марки стали. На комбинате освоено 80 профилей железнодорожных колес и колесных центров для локомотивов, вагонов, метрополитена, в том числе пять — за 2021 год.

В следующем году планируем запустить в Нижнем Тагиле металлосервисный центр, куда будем доставлять металлопрокат комбината на предварительную подготовку для изготовления готовых металлоконструкций. Балка, швеллер и уголок будут обрезаны, просверлены и покрашены согласно требованиям заказчика в специальных условиях.

G: «Евраз НТМК» расширяет мощности по производству железнодорожных колес. При этом «Евраз» участвует в строительстве производства колес в особой экономической зоне «Титановая долина». Как вы оцениваете потребности рынка в колесах?

Д.Н.: Объемы перевозимых грузов продолжают расти, и сегодня спрос на колеса в России остается высоким. Поэтому мы начали в «Титановой долине» совместный проект в партнерстве с крупнейшей частной вагоноремонтной компанией «Рейл Сервис» по созданию нового производства железнодорожных колес. Компания называется «Аллегро», мощности проекта рассчитаны выпуск 200 тыс. штук в год, а также при необходимости возможно увеличение до 300 тыс. колес в год. Вложения в проект составляют более 16 млрд руб., будет создано более 400 новых рабочих мест. Запуск производства нас ожидает в конце 2022-го — начале 2023 года.

G: С какими итогами закончит 2021 год «Евраз Качканарский ГОК»?

Д.Н.: По Качканару ситуация оптимистичная. В прошлом году мы впервые в истории добыли более 60 млн тонн руды. В этом году также ожидаем перевыполнения плана.

В 2021 году мы выполним план добычи по разработке Собственно-Качканарского месторождения (СКМ). На СКМ подбираем самую современную технику. В этом году запустили уже второй экскаватор с объемом ковша 20 кубических метров, купили два локомотива, большие бульдозеры. Работают девять 240-тонных БелАЗов, ведем обновление дробилок. Пробуем принципиально новые буровые станки.

Сегодня строится дорога на основной карьер, который готовится к разработке, ранее мы ввели в работу первичный. К 2023 году мы планируем выйти на ежегодный уровень добычи руды с СКМ на уровне 13 млн тонн — раньше плана на год.

Все проекты реализуем с учетом экологической составляющей. Есть очень эффективные решения. Например, мы построили резервуары для сбора технических карьерных вод по принципиально новой технологии. Они выложены из специальных материалов, что исключило фильтрацию воды в природные объекты. Такая технология впервые применяется на «Евраз Качканарском ГОКе».

В ближайшее время приступим к реализации второй очереди развития СКМ. Предполагается, что крупное дробление будет осуществляться прямо в карьере, а руда конвейерным транспортом будет доставляться на погрузку.

G: Как «Евраз» участвует в ESG-повестке? И, если говорить об участии в нацпроекте «Экология», какие проекты компания планирует реализовать на Урале?

Д.Н.: ESG-повестка сейчас очень актуальна. Мы с удовлетворением отмечаем, что были готовы к ней и морально, и физически. На самом деле мы всегда занимались экологией, социальной политикой и в целом корпоративным управлением и продолжим это развивать. Сегодня на обоих предприятиях мы внедряем проект по раздельному сбору мусора, по сортировке и переработке промышленных коммунальных отходов, планомерно сокращаем выбросы в атмосферу. В «Евразе» действует программа «Ноль сбросов», мы участвуем в программе «Чистый воздух». За последние 30 лет выбросы Евраз НТМК снизились в 4,5 раза. Это огромные цифры.

Сегодня мы ведем серьезную работу по снижению выбросов. Мы полностью обновили доменное производство «Евраз НТМК», провели реконструкцию доменных печей №6 и №7. На них установлены абсолютно новые системы аспирации стоимостью 760 млн руб. и 780 млн руб. соответственно. В миксерном отделении ввели новую аспирацию вместо пяти ранее существующих. Согласно принятой в «Евразе» экологической стратегии мы направим на природоохранные мероприятия в Нижнем Тагиле и Качканаре 15 млрд руб. до 2030 года.

В приоритете программы по ликвидации выбросов коксохимического производства. Мы выводим из эксплуатации градирню конечного охлаждения коксового газа. Технологическая вода будет поступать в теплообменник закрытого типа, не будет контакта с воздухом и выбросов. Кроме снижения выбросов на 175 тонн, проект предполагает изменение технологии производства кокса.

Еще одно важное мероприятие — техперевооружение биохимустановки на коксохимическом производстве (КХП). Мы построим ее внутри предприятия. Оборудование будет закрытым, контакта с воздухом не будет, что значительно снизит ароматику КХП. Проект по коксохиму мы оцениваем в 4 млрд руб.

G: Как на Урале проходит цифровая трансформация «Евраза» и как оценивается ее эффективность?

Д.Н.: Мы начали проект цифровой трансформации в 2021 году. По итогам года дивизион «Урал» планирует заработать за счет цифровых проектов $18,6 млн. По итогам ноября мы уже получили эффект в $11,7 млн. Планируем усилиться: на следующий год у нас поставлена амбициозная цель — получить эффект в $39 млн.

К примеру, мы внедряем цифровой двойник в конвертерном цехе. Эффект от проекта ожидаем на уровне $2,2 млн в год. Подсказчик моделирует по всей производственной цепочке параметры оборудования с учетом быстрых изменений и высчитывает возможности для получения дополнительного эффекта от изменения циклов плавки, увеличения скорости разливки, времени на обработку металла и так далее. По всей цепочке мы видим возможности, которых раньше не видели, и в течение суток получаем, например, дополнительную плавку стали.

В цехе также работает подсказчик по подаче ферросплавов, эффект от которого составляет $3,3 млн в год. Он анализирует более 40 технологических параметров, которые используются для построения математической модели, и выдает подсказки оператору. Учитывается все: химанализ, параметры дутья, стойкость конвертеров и так далее. Благодаря этому отдается меньше ферросплавов и появляется побочный эффект.

Особенный проект — создание единого диспетчерского центра (ЕДЦ). Это инструмент для руководителей, начиная от начальника участка, мастера и до вице-президента. Сейчас мой день начинается с того, что я смотрю производство не по справкам, а захожу в ЕДЦ и вижу результаты по комбинатам в Нижнем Тагиле и Качканаре. Я могу посмотреть результат каждого цеха, понять, как он работал, оценить его показатели. А в КБЦ НТМК с помощью sms операционный персонал оперативно узнает о проблеме в производственной цепочке и может быстро устранить неполадки. Проект ЕДЦ Урала будет тиражирован на все предприятия «Евраза» в других регионах.

G: В сентябре было подписано соглашение о том, что «Евраз» дополнительно направит 4 млрд руб. на поддержку Нижнего Тагила. На какие цели пойдут средства?

Д.Н.: У нас конструктивные, рабочие отношения с губернатором и правительством Свердловской области, с главами городов. Это очень ценно. Благодаря конструктивным переговорам мы заключаем трехсторонние соглашения о возврате части наших налоговых отчислений на проекты в городах присутствия компании.

В Нижнем Тагиле делаем крупнейший проект — мост через Нижнетагильский пруд. По соглашению, которое мы подписали, финансируется капремонт здания городского дворца детско-юношеского творчества. Мы будем строить культурно-образовательный центр на Гальяно-Горбуновском массиве в Тагилстроевском районе, где живет много металлургов.

Я очень хочу развивать на Урале промышленный туризм. Здесь есть к этому все предпосылки, это уникальнейшее место. Здесь находится Старый Демидовский завод. Он сохранился в том виде, в котором был выведен из эксплуатации. Его нужно восстановить, сделать безопасные маршруты. Уверен, что у нас совместно с городом получится реализовать этот проект. Люди бы посещали Демидовский завод, а потом ехали на «Евраз НТМК» и смотрели действующее производство. Это суперпроект, который простимулировал бы развитие Нижнего Тагила: экскурсионный, гостиничный и гастрономический бизнес, улучшил бы инфраструктуру города.

Подготовили Михаил Мананников, Николай Яблонский

Вся лента