Ряды ТСО ждут «чистки»

Мониторинг

Согласно данным Минэнерго, 40% действующих в стране территориальных сетевых организаций (ТСО, около 600 компаний) имеют риски неготовности к ликвидации последствий аварий природного и техногенного характера. Причем не менее 252 из 600 «проблемных» ТСО могут быть лишены статуса по решению региональных властей в самое ближайшее время.

Летом 2020 года Минэнерго выступило с инициативой ужесточения с 2023 года правил отнесения коммерческих организаций к ТСО в части формы владения объектами электросетевого хозяйства

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Кампания по очистке рядов ТСО началась на фоне консолидации электросетевого комплекса, которая должна завершиться к 2030 году согласно «Энергостратегии страны». К настоящему моменту всего менее 10% магистральных и 25% распределительных сетей находятся в ведении территориально-сетевых организаций. Над остальными сетями компания «Россети» получить контроль, развернув кампанию по скупке активов ТСО за счет собственной прибыли через свои дочерние представительства в регионах.

Летом 2020 года Минэнерго выступило с инициативой ужесточения с 2023 года правил отнесения коммерческих организаций к ТСО в части формы владения объектами электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные подстанции, распределительные пункты и прочее), которые доставляют электроэнергию до конечного потребителя. Если ранее компания могла владеть такими объектами на правах аренды и субаренды, то после принятия данного законопроекта получить статус ТСО смогут компании, у которых указанное оборудование находится в собственности, на правах хозяйственного ведения, оперативного управления или на основании концессионного соглашения. Данные требования были оформлены в проект изменений в ПП РФ 184, который должны вступить в силу с апреля 2022 года.

А после получения итогов ОЗП 2020/2021 по отдельному поручению президента РФ в Минэнерго разработан специальный комплекс мероприятий, направленный на улучшение деятельности ТСО. Как пояснил министр, данные меры в первую очередь направлены на усиление роли региональных штабов по вопросам оценки готовности ТСО к прохождению отопительного сезона и ликвидации последствий аварий.

Внесены изменения в методику мониторинга готовности к ОЗП. Теперь она будет дополнена показателями оценки рисков нарушения работы объектов распределительного сетевого комплекса напряжением 35 кВ и ниже. Так, в июне текущего года соответствующий проект постановления правительства Российской Федерации был размещен для общественного обсуждения. Согласно документу, если в течение трех предыдущих лет на электросетях класса напряжения 35 кВ и ниже фиксировались высокие риски нарушения работы, то есть если не обеспечивалось надежное и бесперебойное электроснабжение потребителей, то владелец данных электросетей не сможет получать статус ТСО.

Кроме того, в каждом регионе планируется создание (определение) системообразующей ТСО (регионального оператора), которая будет определять и координировать выполнение единых требований по оперативно-технологическому управлению объектами распределительного сетевого комплекса для обеспечения единого уровня надежности энергоснабжения потребителей. Причем именно региональный оператор будет осуществлять управление и аварийно-восстановительные работы на тех объектах, собственники которых лишились статуса ТСО.

Все означенные меры в итоге приводят к тому, что, согласно презентации по результатам заседания правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения (Федерального штаба) по вопросам подготовки субъектов электроэнергетики и объектов ЖКХ Северо-Западного федерального округа к прохождению отопительного сезона 2021–2022 годов, из 136 ТСО, действующих на территории СЗФО, 25 уже отнесены к группе не соответствующих критериям надежности. Большая часть из них (19 ) не имеет ПС с суммарной мощностью трансформаторов более 10 МВА, у шести компаний — присутствует ЛЭП только первого класса напряжения или ЛЭП отсутствуют.

Кроме того, в 38 ТСО на Северо-Западе за три года были зафиксированы нарушения, что может быть основанием лишения их соответствующего статуса. Еще 15 территориальных сетевых организаций могут быть лишены статуса после вступления в силу изменений в 184 ППРФ, ограничивающий работу ТСО, которые работают на арендуемом оборудовании.

Предварительные результаты оценки рисков нарушения деятельности территориальных сетевых организаций по новой методологии показали, что из 122 изученных ТСО с СЗФО 107 компаний (88%) показали высокий уровень риска. Отметим, что расчеты уровня риска основывались на изучении срока службы оборудования, данных о непроведении техосвидетельствования, эксплуатации оборудования, подлежащего замене по техническому состоянию. Кроме того, в анализ включены данные об авариях со временем устранения более 24 часов, а также наличие и выполнение компаниями утвержденных инвестпрограмм.

Аналогичные показатели и в остальных регионах. В Центральном федеральном округе новая методология оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон показывает, что 89% (126 из 141 ТСО) имеют высокий уровень риска неготовности. В Южном ФО 91% ТСО получили высокие значения риска, в Уральском ФО — 92%, в Сибирском ФО — 83%.

«Главная цель "закручивания гаек" — сложность с получением статуса ТСО компаниями, которые однажды теряли этот статус, и теми, кто три раза за три сезона попадался на несоответствии требованиям работы в особые периоды. На наш взгляд, проблемы ответственного отношения сетевых компаний законопроект не решит. По данным Минэнерго, в 2020 году произошло более 13,3 тыс. аварий в российских электросетях свыше 110 кВ (столько же — в 2019 году), а также 2,9 тыс. аварий в сетях 25 кВ и выше (снижение на 7%). Сложно представить, какое количество ТСО даже теоретически попадут под правило "трех нарушений" — их очень много, и это только официальная статистика. При этом не все они злостные нарушители, и не факт, что под ограничения не попадут по-настоящему недобросовестные электросетевые хозяйства»,— считает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.

Эксперт подчеркивает, что «закручивание гаек» не решает основных проблем. Во-первых, изношенность сетей. Во-вторых, преследование и ограничения организаций. «Очевидно, что те же организаторы, которых ограничили и не дали статус ТСО, быстро зарегистрируют новое юрлицо и продолжают работу. Более эффективным было бы ограничение и недопуск именно конкретных ответственных лиц»,— считает Екатерина Косарева.

Светлана Попова

Вся лента