Специфические требования

Жилье

Рынок управления жильем непрерывно растет. Также возрастают и требования к управляющим компаниям. При этом чем выше класс жилья, тем более качественный сервис, вплоть до гостиничного, должна предоставлять УК. BG разобрался в рынке и сравнил, как отличаются УК в жилых домах и апартаментах.

Управление сервисными апартаментами можно условно разделить на два типа: управление сервисными апартаментами с инвестиционными программами и без них. Отличие между ними — огромно

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Количество игроков на рынке управления жильем исчисляется десятками тысяч по всей России, правда, большая часть имеет не очень большие объемы в своем портфеле. Одна из явных тенденций на нем — нарастание доли управляющих компаний «от застройщика». Как правило, такая организация выгодна обеим сторонам, говорят собеседники BG. «Застройщик при помощи своего партнера увеличивает ценность своего основного продукта — квартиры, а управляющая компания получает новых клиентов. УК выгодно наращивать фонд по многим причинам — это позволяет заключать более выгодные контракты с поставщиками услуг, это репутационные преимущества, возможность привлечь более профессиональные кадры. Как правило, это компании как раз со своими стандартами, созданные с осознанием своей миссии — продолжать дело застройщика, поддерживать заданную им планку качества»,— рассуждает Александр Арсеньев, руководитель дивизиона «Услуги для проживания, Россия» ЮИТ. Сейчас их не так много, в основном таким партнером могут похвастаться только крупные застройщики, но, учитывая рост объемов строительства за последнюю пару лет, вероятнее всего, их количество будет расти.

При этом требования жителей к УК повышаются постоянно, особенно в секторе новостроек. Отчасти это происходит в силу повышенных тарифов на такое жилье по сравнению со старым фондом — жители хотят знать, за что они платят, что совершенно справедливо. «И эти требования, естественно, повышаются в зависимости от класса жилья — чем оно "статуснее", тем требовательнее будут клиенты. Правда, от хорошей управляющей компании, вне зависимости от статуса дома и его класса, жильцы должны получать максимально качественный сервис»,— объясняет господин Арсеньев. Так, есть некий базис, в который входят своевременный вывоз мусора, уборка, ремонт всего, что сломалось. Список услуг, которые предоставляют управляющие компании в жилых комплексах элитного и бизнес-класса, расширяется за счет более персонифицированного сервиса, например, наличия на доме «своего» сантехника и другого рабочего персонала, наличия системы охраны (огороженная территория, система видеонаблюдения, контроль доступа и т. д.), предоставления услуг персонального консьерж-сервиса.

Вместе с тем в большинстве случаев при управлении многоквартирными домами основной задачей является обеспечение эксплуатации зданий. Однако, когда речь заходит про управляющие компании в апарт-отелях, то здесь помимо эксплуатационного опыта необходим также опыт обеспечения гостиничного сервиса. «Это важно, так как апарт-отели реализуются по гостиничным стандартам, а после ввода в эксплуатацию для них обязательно присвоение звездности и обеспечение гостиничного сервиса соответствующего качества»,— замечает директор по развитию сети апарт-отелей YE’S Антон Агапов.

При этом Илья Шуравин, управляющий партнер Rusland SP, считает, что управление сервисными апартаментами можно условно разделить на два типа: управление сервисными апартаментами с инвестиционными программами и без них. «Отличие между ними — глобальное. Если в сегменте сервисных апартаментов, рассчитанных на собственное проживание или долгосрок, от управляющей компании требуется минимальный набор компетенций, связанный преимущественно с предоставлением сервисов, то с апарт-отелями, где есть программы доходности, все намного сложнее. Здесь необходим в чистом виде гостиничный опыт сдачи номерного фонда»,— отмечает он. По его мнению, большинство операторов понятия не имеют, что такое динамическое ценообразование, и стоимость номеров у них не будет отличаться в период высокого сезона. «Кроме того, очень часто заявляется валовая доходность, которая к итоговой не имеет никакого отношения. Расхождение с "план — факт" может составлять до двух раз»,— предупреждает господин Шуравин.

Марина Ковалева

Вся лента